24.03.2021
Такие разные наши дети.
Если ваш ребенок очень подвижный,
гиперактивный, иногда несносный...
Во-первых, стоит получить
консультацию специалиста (детского невропатолога или психоневролога). Важно
определить, действительно ли мы имеем дело с синдромом гиперактивности. Ведь
подвижность - это естественное качество нормально развивающегося, жизнерадостного
ребенка. Точный диагноз (есть СДВГ или нет) поможет понять, какая помощь нужна
со стороны взрослых нашему «несносному». Это может быть и квалифицированное
медикаментозное воздействие. И все же наибольший эффект дают специальная
организация условий обучения такого ребенка и просто понимание природных
особенностей его психического склада.
«Несносность» этих детей и в дошкольном
возрасте доставляет немало хлопот окружающим - родителям, воспитателям,
сверстникам. С поступлением в школу проблемы усугубляются и могут сопровождать
такого ребенка чуть ли не всю школьную жизнь. Проблема состоит еще и в том, что
в семье, воспитывающей такого ребенка, возникает хроническая усталость
(особенно у матерей), доходящая порой до психического истощения. Связано это нередко
с чувством бессилия и вины за поведение собственного чада.
СДВГ - синдром дефицита внимания и
гиперактивности. Это трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо
управляемая импульсивность. Дети с СДВГ испытывают трудности в усвоении
инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и
не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на
правильный.
Один из важных способов борьбы с такими
проблемами – развитие у ребенка речевой регуляции своих действий. С помощью
проговаривания вслух дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают
задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки. В большинство наших
упражнений включен элемент речевой регуляции своих действий.
Чтобы
помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром».
Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, и родители
могут внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку,
учителя и родители могут позаботиться о том, чтобы адаптировать
предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в
поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо
вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим
вниманием и поведением.
Как
помочь гиперактивному школьнику?
·
Учитывать такое характерное свойство его
умственной деятельности, как цикличность. Это значит, что периоды продуктивной
работы мозга непродолжительны (до 15 минут), их необходимо чередовать с
периодами отдыха. При выполнении домашних заданий это сделать нетрудно. Учителю
же придется объяснить, что время от времени его подопечный может «выпадать» из
хода урока. Причем вовсе не из-за желания досадить своему педагогу. За «спадом»
вновь последует период достаточной работоспособности, просто нужно слегка
направить ребенка в русло урока повторением какой-то мысли и т. п.
·
Не делать проблему из того факта, что
ребенок часто не записывает на уроке домашнее задание или записывает его
неправильно. Можно выйти из положения, узнавая задания у учителя или более
«ответственных» одноклассников.
·
Если такой ребенок посещает группу
продленного дня, взвесить все за и против. Доводы «против» могут перевесить:
шум, невозможность побыть в одиночестве (а такая потребность есть и у
гиперактивного); воспитатель вряд ли может уделить необходимое индивидуальное
внимание при приготовлении уроков и т.д.
·
Основную роль в обучении такого ребенка до
определенного школьного возраста (обычно до 5 класса) выполнять придется
родителям. Это значит, что помощь нужно оказывать не только при выполнении
домашних заданий. Иногда стоит вновь разъяснить материал, который нужно было
усвоить на уроке. Упреки в разгильдяйстве тут бесполезны, лучше постепенно
восполнить уже допущенные пробелы. Вообще желательно создавать с ребенком
определенный задел, несколько забегая вперед учебной программы. Это позволит
ему легче усваивать «новый» материал, когда его будут объяснять на уроке.
·
Что касается сроков, когда этих детей
оптимально вести в школу - с шести или с семи лет, это вопрос достаточно
спорный. Нет гарантии, что рекомендация отложить начало школьного обучения до
семи или тем более до восьми лет оправдает наши ожидания. В любом случае вопрос
этот решается индивидуально с помощью специалистов - медиков и психологов.
·
По мере созревания головного мозга острота
описанных проблем поведения и обучения сглаживается. Но эффекта стоит ждать,
если систематическая и грамотная работа с такими детьми ведется в течение
нескольких лет.
Общие рекомендации родителям гиперактивного
ребенка
В первую очередь необходимо уделить
внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе, детском саду.
Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера.
Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда
реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное
сюсюканье. Правила поведения с ребенком мы, конечно, здесь назовем, но следовать
им формально, без внутреннего убеждения и настроя - практически бесполезно. А
потому, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, - начните с себя.
Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение и разумную строгость.
Что
же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ
очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова
«нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук.
Физические наказания для них не вредны, но, к сожалению, бесполезны. Они не
восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на
похвалу, одобрение.
Как
правильно вести себя с гиперактивным, подвижным ребенком? Как реагировать на
его поведение и поступки?
·
Прежде всего, нужно научиться удерживаться
от постоянных замечаний, постоянных попыток вмешаться в его бурную
деятельность. Нередко мы используем давление и контроль даже тогда, когда
ребенок не делает ничего предосудительного, - действуем просто по привычке.
·
Перестать постоянно ограничивать его
активность, инициативу. Этим взрослые добиваются скорее не послушания, а
равнодушия, незаинтересованности, что впоследствии может проявиться в школьных
неуспехах.
·
Предоставлять больше самостоятельности в
делах. Прежде чем запретить что-то, подумать: а что такое страшное произойдет,
если сын или дочь поступит по-своему?
·
Отказаться от резкой критики и навязчивых
советов, как можно было сделать лучше. Хвалить даже за малозаметные, но
положительные сдвиги.
·
Постараться, чтобы школьная жизнь и
домашние задания не стали для подвижного ребенка тяжкой обязанностью. Иначе
проявлять самостоятельность и испытывать радость он будет только на досуге.
Подберите для него интересную учебную программу, разнообразьте занятия дома.
·
Предоставлять больше возможностей проявить
себя - в спорте, в школьном театре, в зарабатывании карманных денег и т. д.
Подготовила статью учитель- логопед С.А.Абашева.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.03.2021
Дата обновления: 01.04.2021
Дата публикации: 24.03.2021