19.04.2022
108 фактов о
коррекционной школе
Сейчас появился очень модный формат постов в соцсетях (в основном в
твиттере) – тред, когда информация подаётся короткими частями, по пунктам. Эту
статью я написала именно в таком формате.
1. Вы никогда не
встречали и не встретите столько вежливых детей сразу нигде, кроме
коррекционной школы. Здесь вас практически на каждом шагу будут встречать
искренние «здравствуйте!» и «проходите, пожалуйста!».
2. Большинство
учеников коррекционной школы – вполне адекватные дети, мало чем отличающиеся от
учеников обычных школ.
3. Но в обычной школе
учиться они не могут, т.к. не в силах справиться с той образовательной
программой даже на «троечку».
4. В коррекционной
школе учатся дети с умственной отсталостью.
5. УО (умственная
отсталость) и ЗПР (задержка психического развития) – вещи совершенно разные.
6. ЗПР при активной
работе преодолевается (проходит) к концу 4 класса, и дальше ребёнок способен
учиться с теми же успехами, как у всех.
7. Умственная отсталость
– это стойкое состояние на всю жизнь.
8. Тем не менее, дети
с умственной отсталостью тоже развиваются и многие, вырастая, способны жить не
хуже других – с работой, семьёй, детьми.
9. Умственная
отсталость бывает разной: лёгкая (раньше называлась дебильностью), умеренная (в
прошлом - имбецильность), а ещё тяжёлая и глубокая (по-старому - идиотия).
10. Дети с лёгкой
умственной отсталостью внешне практически ничем не отличаются от остальных, и
«что-то не то» можно заподозрить, только когда заговоришь с ними на
интеллектуальные темы.
11. Большинство
учеников коррекционных школ – именно такие.
12. Детей с умеренной
умственной отсталостью легко отличить и при простом разговоре на бытовые темы,
а часто и просто по поведению. Ну, не такие они, как все. Их намного меньше.
13. У детей с тяжёлой
и глубокой умственной отсталостью, что называется, «всё на лице написано». Их с
обычными детьми точно не спутаешь.И да, их очень мало. К счастью, конечно.
14. Такие дети, как
правило, учатся на дому, потому что среди них много неходячих, несидячих,
слабовидящих, слабослышащих и с другими сопутствующими нарушениями развития
разной степени тяжести.
15. Забавный факт: при
ссорах среди учеников коррекционных школ часто можно услышать, как они говорят друг
другу: «Ты что, дебил?» Это грустно и смешно, и так и есть.А педагоги,
работающие со слабослышащими детьми, рассказывают, что те, сердясь на
сверстника, спрашивают его: «Ты что, глухой?»
16. У детей с
умственной отсталостью, как правило, проблемы не только с мышлением, но и с
самоконтролем, вниманием, речью, памятью, восприятием, и часто – с поведением и
общением с окружающими.
17. Среди учеников
коррекционных школ мальчиков примерно в 3 раза больше, чем девочек.
18. В коррекционной
школе всё как в обычной: и линейки, и праздники, и уроки, и кружки, и первый, и
последний звонок, и экзамен по окончании школы, и выпускной вечер, и документ
об образовании.
19. Только документ об
образовании – особого образца. Свидетельство, а не аттестат.
20. В коррекционной
школе тоже бывают отличники. Потому что образовательная программа составлена с
учётом возможностей и особенностей учеников.
21. Т.е. в неё
включены лишь те требования и знания, с которыми ученики точно смогут
справиться. Как правило, это уровень 5-6 класса обычной школы к концу 9 класса
коррекционной.
22. А вот двоечников в
этой школе не бывает и быть не может. Второгодников – тоже. Потому что если
ребёнок не справляется с программой, значит, она ему просто не подходит, и
тогда для него составляется другая, попроще, соответствующая его возможностям.
23. Например, если
ребёнку не под силу научиться писать под диктовку, то его учат просто списывать
текст, и отметку ставят за то, насколько качественно он его списал. Совсем
плохо – 2, очень хорошо – 5.
24. Некоторые дети с
умеренной умственной отсталостью к концу 9 класса могут научиться только
списывать, при этом зачастую и не понимая смысла. И если они будут делать это
без ошибок, то в свидетельстве об окончании школы у них по предмету «письмо»
может быть даже пятёрка.
25. Потому что
большего, того, что им не под силу, для них программа не предусматривает. Так
же и с другими учебными предметами.
26. В коррекционной
школе не изучаются такие учебные предметы, как: алгебра, геометрия (только
математика вместо них), физика, химия, иностранный язык, черчение, информатика.
27. Зато музыка и
ритмика – аж до конца 9 класса. И обязательно есть профильные предметы –
например, швейное дело, или цветоводство, или штукатурно-малярное дело, или
овощеводство и животноводство…
28. После школы дети
могут учиться дальше: во многих училищах и даже колледжах есть группы для
выпускников коррекционных школ. Учат на швей, поваров, штукатуров-маляров,
каменщиков-печников, механиков и трактористов…
29. А потом – диплом
как у всех, работа как у всех, и зачастую никто даже не вспомнит, какую школу
ребёнок закончил.
30. С вузом, конечно,
ничего не светит: попросту не поступить (уровень знаний 5-6 класса, помните?)
Да и в этом ли счастье?
31. А вот выпускникам
с умеренной и более серьёзной умственной отсталостью, к сожалению, профессию не
получить. По окончании школы им дают инвалидность, пожизненно.
32. Ну, и учиться
дальше, даже в самом простом училище, они не смогут (см п. 21-25), даже если у
них в свидетельстве в основном 4 и 5. И, соответственно, работать тоже. Потому
что серьёзные проблемы как со здоровьем, так и с самоконтролем.
33. Выпускникам
коррекционной школы чаще всего «не светят» ни армия, ни водительские права.
Потому что почти все они на учёте у психиатра (не как «психи», а как люди с
умственной отсталостью).
34. Хотя бывают и
исключения. В школе, в которой я работала, был ученик, который не просто потом
в армии служил, да ещё и в «горячей точке», но и был представлен к награде за
совершение подвига. Посмертно, к сожалению.
35. Есть выпускники,
впоследствии благополучно получившие водительские права (правда, любительские,
не профессиональные) и гордо рассекающие на собственном автомобиле.
36. Но это всё,
конечно – люди, отличающиеся адекватным поведением и более-менее
сообразительные в умственном плане. Согласитесь: тому, у кого явные проблемы
даже с пространственной ориентировкой, не говоря уж об общем интеллекте, и с
самоконтролем, нельзя в руки давать ни руль, ни оружие.
37. Как и в обычной
школе, в коррекционной дети разные: есть адекватные и неуправляемые, послушные
и не очень, старательные и «шаляй-валяйцы», добрячки и агрессивные,
ответственные перфекционисты и разгильдяи и прогульщики.
38. Много детей с
очень странными странностями. Есть такие, которые ни за что и слова не вымолвят
при учителе ни на уроке, ни на перемене, все задания выполняют только
письменно, вплоть до стихов наизусть (не читают, а пишут на листочке).
39. Один мальчик с
учительницей только через свою маму общался: учитель спрашивал, он отвечал
шёпотом маме, мама вслух повторяла.
40. Зато с родными и с
друзьями – ну просто рот не закрывается! И просто диву даёшься: это ж какое
самообладание надо иметь, чтобы ни разу не проговориться и не ответить вслух!
41. Причём со
звукопроизношением у них всё в порядке, так что это не комплексы по поводу
неправильной речи. Избирательный мутизм называется такое нарушение.
42. Была у нас
девочка, и среди прочих странностей у неё была такая: она многократно без связи
с ситуацией повторяла какое-нибудь слово или фразу. Кроме того, требовала,
чтобы те, кто рядом с ней, тоже их повторяли. К примеру, замкнуло её на фразе
«не розовый», и вот она её без конца долдонит: «Не розовый! Не розовый!» И,
требовательно заглядывая в лицо тому, кто возле неё находится: «Не розовый!
Говори: не розовый!»
43. Некоторые дети в
начальных классах путаются в употреблении личных местоимений (я, ты, вы, он,
она) и речевых конструкций с ними.
44. Курьёзный случай:
ученик 2 класса поднимает руку на уроке и говорит учительнице: «Светлана
Александровна хочет в туалет». Она ему отвечает: «Ваня, Светлана Александровна
не хочет, а ты – иди!»
45. У детей в этой
школе бывают большие трудности в понимании времени: час, минута, месяц, год,
время по часам, возраст.
46. По этому поводу
тоже есть смешная история. У меня был день рождения (на то время 43-й по
счёту), и один из учеников 5 класса, увидев меня на переменке, решил
поздравить, а потом спрашивает: «А сколько Вам исполнилось? 85, да?» Выгляжу я,
если что, заметно моложе своих лет…
47. Как ни страшно об
этом говорить, но от появления в семье ребёнка с умственной отсталостью не
застрахован никто. Совсем никто.
48. Да, большая часть
учеников коррекционной школы из семей, в которых у мамы или у папы (а часто – у
обоих) тоже умственная отсталость. Т.е. наследственный фактор – налицо.
49. Ещё значительная
часть детей – из семей алкоголиков, наркоманов и других асоциальных личностей,
которые своими детьми практически не занимаются ни до их рождения, ни после.
50. Но почти в каждом
классе есть ученик из хорошей семьи, с нормальной наследственностью, часто с
очень образованными родителями. И совершенно непонятно, почему вдруг на этом
ребёнке природа решила «отдохнуть».
51. А вообще, причин,
способных вызвать нарушения интеллекта у детей, очень много. Тяжёлое течение
беременности у мамы, её хронические и острые заболевания в этот период,сложные
роды, болезни ребёнка в первый год жизни, различные инфекции (токсоплазмоз,
цитомегаловирус и пр.), хромосомные аномалии, эпилепсия и много чего ещё.
52. То есть умственная
отсталость у ребёнка – это ни в коем случае не каприз его, не блажь и не
придурь. Он в этом не виноват.
53. Одна мама, когда
узнала, что у её 8-летней дочери умственная отсталость, на вопрос педагогов
«Что Вы собираетесь делать теперь?», ответила так: «Сейчас домой придём,
отлуплю её как следует, да и всё!»
54. Пришлось ей
объяснять, что девочка не нарочно такая, а причина в том, что родилась она,
туго обвитая пуповиной за шею. Т.е. у неё внутриутробно была асфиксия (удушье),
поэтому значительная часть нервных клеток головного мозга погибла. А как
известно, нервные клетки не восстанавливаются(((
55. Собственно, и
мама, если она специально не вредила будущему ребёнку, тоже ни в чём не
виновата. Просто так случилось, так бывает… К большому сожалению…
56. А вот когда в
медицинской карте ребёнка читаешь диагноз при рождении «хроническая
внутриутробная никотиновая и алкогольная (либо наркотическая) интоксикация», то
не винить маму в проблемах её сына или дочери очень сложно…Т.е. ребёнок ещё
только родился, а уже и курильщик, и алкоголик (или наркоман).Попробуйте
отгадать, в какой школе он будет учиться?
57. Врачи детские
неврологи и психиатры говорят, что за последние 3-4 года резко возросло
количество детей с разными нарушениями в развитии. А связывают это с принятым
несколько лет назад решением выхаживать недоношенных детей с весом от 500
грамм.
58. Вы представьте:
ребёнок в 500 грамм – это как булка хлеба, по размеру чуть больше ладони… Это в
норме на 23 неделе беременности, т.е. меньше половины! Какая у него степень
сформированности даже только самых важных жизненных функций, не говоря уж про
высшие?Подозреваю, что многие из них потом станут учениками коррекционных школ…
59. И очень сложный
вопрос: что гуманнее – всё же выхаживать таких сильно недоношенных детишек или
нет?
60. А может, вообще не
стоит стараться во что бы то ни стало сохранить уже изначально проблемную
беременность, ибо в этом случае большая опасность, что и ребёнок будет
проблемным как в плане физического, так и в плане психического здоровья?
Кажется, этот вопрос не менее труден, чем предыдущий…
61. Необучаемых детей
нет. И коррекционная школа обучает всех, в том числе и тех, кого, казалось бы, обучить
невозможно (см. п. 9-14).
62. Вопрос только в
том, чему именно и как обучать. Кто-то способен освоить решение задачи в 4
действия, а кому-то доступно лишь научиться держать ложку и относительно
правильно ею пользоваться.
63. Одни дети могут
освоить умение за 3-4 раза, другим для этого нужно несколько недель и даже
месяцев постоянных повторений.
64. Многие родители
боятся переводить своего ребёнка в коррекционную школу: мол, ему там плохо
будет. Можно подумать, в обычной ему зашибись как хорошо…
65. На самом деле за 8
лет работы я ни разу не видела ребёнка, который бы, попав в коррекционную школу
после общеобразовательной, чувствовал бы себя обиженным, униженным,
оскорблённым или ещё как угодно плохо.
66. Наоборот, все они
раскрываются, как бутончики, и постепенно становятся увереннее, спокойнее,
открытее, раскрепощённее, а многие начинают просто блистать своими
способностями и талантами. Ну и что, что не в учёбе? Ну, не всем же быть
академиками!
67. Например, Кристина
пришла к нам из 2 класса обычной школы, на уроках в которой никогда не отвечала
(если вызывали, то молча стояла или начинала плакать), читала, писала и считала
на 2. Учительница называла её «волчонком» и никак не могла (или не хотела)
найти к ней подход.
68. Через месяц учёбы
в коррекционной школе хвасталась бывшим одноклассницам, что у неё теперь в
дневнике и тетрадках только 4 и 5, а через несколько месяцев уже выступала на
школьных праздниках.
69. Кирилл пришёл к
нам в первом классе. На предварительном обследовании на ПМПК он почти всё время
плакал и отказывался выполнять задания, потому что они казались ему трудными и
он боялся не справиться.
70. Через несколько
дней учёбы в коррекционной школе он с удовольствием занимался на уроках и всем
улыбался. Проходя мимо нашего кабинета, каждый раз открывал дверь и громко
здоровался. Бывало, что и по несколько раз за день.
71. А вот Наташа
пришла в нашу школу уже в 7 классе. В своей школе была замкнутой и тревожной, а
у нас почти сразу нашла подружек и стала звездой школьных концертов. Школу
закончила на 4 и 5, в областном центре поступила в техникум, училась и
работала, закончила, а сейчас уже и замуж вышла.
72. Это, конечно, не
все. Можно ещё долго рассказывать про «энерджайзера» Настю, которая ни минуты
не сидела на месте, и про Диму, который сам с собой разговаривал, и про второго
Диму, который ни с кем не разговаривал и ни на кого не смотрел…
73. А ещё про
хохотушку Дашу, про серьёзную Олю, про Алёшу, который классно лепил динозавров.
Про каждого. Во всех открылось что-то такое, что помогло – нет, не стать как
все, но влиться в окружающий социум – да.
74. Когда в школу
пришёл Алёша, он попал уже в 5 класс, т.е. в сложившийся детский коллектив.
Внешне он был очень… своеобразен, так скажем, по характеру скромный, и классный
руководитель боялась, что дети могут его не принять.
75. Но она, поговорив
с его мамой, узнала, что Алёша очень любит лепить динозавров, и они у него
замечательно получаются. Тогда она решила устроить персональную выставку его
работ.
76. Одноклассники с
восхищением рассматривали его творения и с интересом отнеслись к нему самому.
Вскоре у Алёши появились друзья в классе, он успешно учился и с удовольствием
ходил в школу.
77. Почти
половинувсего учебного времени в коррекционной школе занимает трудовое обучение
и социально-бытовая ориентировка.
78. Мальчиков учат
работать с инструментами – молотком, пилой, топором, отвёрткой и другими;
штукатурно-малярному делу – замазать, покрасить, побелить; и выполнять простую
мужскую работу – чистить снег зимой, вскапывать грядки весной…
79. Девочек обучают
готовить, шить простые вещи, вязать и вышивать, ухаживать за растениями,
содержать в порядке дом и вещи (стирать, гладить, убирать, пылесосить и мыть),
а также основам ухода за младенцем.
80. Обычные дети с
нормальным интеллектом всему этому обучаются в ходе наблюдений за делами
родителей и участия в них, т.к. им достаточно 2-3 повторений действия, чтобы
выполнять его достаточно правильно.
81. Ученикам
коррекционной школы требуется повторять одно и то же много-много раз, подробно
проговаривать то, что они делают. К примеру, просто накрывать на стол они
учатся в течение нескольких уроков.
82. К тому же, часто в
своей семье научиться этому они просто не в состоянии по нескольким причинам:
потому что родители ни к каким делам их не привлекают (типа они бедненькие,
слабенькие, их и так жалко); потому что у них не хватает терпения и умений,
чтобы научить – ведь объяснять, показывать и повторять нужно десятки раз.
83. Либо, что тоже
очень часто – родители и сами практически никогда ничего по дому не делают плюс
дома просто нет таких вещей, с помощью которых ребёнок смог бы хотя бы
попробовать выполнить какое-то дело.
84. Скажем, девочка
никогда не научится гладить бельё, если дома не только нет утюга, а и в
принципе нечего даже стирать – постельное бельё отсутствует как таковое, а
запачкавшаяся одежда просто выбрасывается, т.к. семья привыкла, что другие люди
всегда отдадут им ставшие ненужными вещи.
85. Коллега
рассказывала: приехала она, как классный руководитель, домой к одному из
учеников, зашла в дом, а там – полный кавардак, мебели самый минимум и она вся
обшарпанная; ни штор, ни постельного белья нет в принципе, пол такой грязный,
что его не видно под слоем притоптанного мусора и земли, но у одной из стен
заметно, что не хватает нескольких досок – скорее всего, они пошли на
разжигание печи. И в довершение всего посреди комнаты собака решила… гм, как бы
поприличнее выразиться… сходить в туалет.
86. Тем, у кого дома
хотя бы относительный порядок, представить это трудно, а у кого почти всегда
чистота – просто невозможно. Вот и пятилетние дочки моей коллеги, когда она
делилась дома своими впечатлениями с семьёй и дошла до того, что делала
собачка, с изумлением спросили её: «Что, прямо на палас???»Но скорее всего, в
семье того ученика палас не то что в глаза никогда не видели, но даже и слова
такого не слыхивали…
87. Безусловно, это –
крайности, и их не так уж много даже среди семей учеников коррекционных школ.
Но бывает, бывает…(((Так что уроки – для некоторых учеников иногда единственная
возможность чему-то научиться.
88. Ещё есть уроки
социально-бытовой ориентировки. На них ребят учат тем важным вещам, которые
понадобятся им при самостоятельной жизни: начиная от состава своей семьи и
имён-отчеств родителей и до умения написать заявление о приёме на работу.
89. Если подробнее, то
это: обустройство жилища (мебель, посуда и прочие вещи); где можно купить
продукты, одежду и т.д.; как обменять некачественный или неподошедшийпо размеру
товар; где купить лекарства; как поехать в другой город на автобусе или поезде,
как и где платить за коммунальные услуги; как заварить чай; чем можно мыть
посуду; как записаться к врачу на приём; как пользоваться микроволновкой,
стиральной машиной и другими бытовыми приборами; о разных профессиях и прочее,
прочее…
90. Может показаться,
что всё это – проще простого и зачем тратить учебное время, но, повторюсь,
ученикам коррекционной школы зачастую негде больше этому научиться и не у кого
спросить (или бесполезно спрашивать).Учатся они всему этому на практике – идут
с учителем в магазин, аптеку, едут на вокзал, пишут заявление на листе бумаги и
т.д.
91. По окончании 9
классов все обучающиеся сдают один выпускной экзамен по трудовому обучению.
Это, конечно, совсем не похоже на ЕГЭ или ОГЭ, но тоже требует серьёзной
подготовки.
92. Экзамен проводится
по билетам, с вопросами к которым дети знакомятся заранее – за полгода, чтобы
успеть всё выучить (как раньше в обычной школе было).
93. Экзамен принимает
экзаменационная комиссия: учитель по предмету, директор школы и завуч. Всё как
положено.
94. В каждом билете 2
вопроса – один теоретический (нужно рассказать), второй – практический (нужно
сделать).
95. Примеры теоретических вопросов:
рассказать про виды посуды; про типы тканей; про моющие средства и т.п. (для
девочек); виды столярных инструментов; свойства древесины (для мальчиков).
96. Примеры практических заданий:
сервировать стол на 4 человек; погладить мужскую сорочку; запеленать «ребёнка»
(куклу); вымыть окно (девочки). Изготовить ручку для молотка; выпилить
контур разделочной доски (мальчики).
97. Для получения отметки «отлично»
нужно не только качественно выполнить задание, но и рассказать, что, как,
почему и в каком порядке нужно делать.
98. Экзамен сдают даже
те дети, которые учатся на дому по самой простейшей индивидуальной программе.
99. Только,
естественно, у них экзаменационные задания куда проще и охватывают лишь те
знания и умения, которые им доступны.
100. Учился на дому один
мальчик с тяжёлой умственной отсталостью, который за всё время смог научиться
лишь манипулировать предметами: брать их в руки, держать, стучать, причём
назначение большинства этих предметов он, конечно, практически не понимал.Для
него экзамен заключался только в том, чтобы попить из кружки, воспользоваться
ложкой. Он с этим худо-бедно справился – следовательно, экзамен сдал.
101. Я нигде не видела
более терпеливых и творческих педагогов, чем в коррекционной школе. Ну, разве
что только в ясельных группах детского сада. Я считаю, им всем памятники при
жизни ставить надо.
102. Ученики
коррекционных школ (естественно, под очень чутким (я бы даже сказала -
неусыпным) руководством своих учителей) участвуют во множестве конкурсов и
соревнований как творческого, так и спортивного характера. И часто становятся
призёрами.
103. Была у нас Настя –
победительница российских соревнований по лёгкой атлетике. И Коля – победитель
соревнований в лыжных гонках и по теннису.
104. Настя за свои
спортивные достижения и за успехи в учёбе даже ездила в Москву на Кремлёвскую
ёлку.
105. После окончания
школы, по статистике, около 70 % детей продолжают обучение в профтехучилищах (а
некоторые – в техникумах) и получают профессию.
106. Много случаев,
когда девочки – выпускницы коррекционной школы – очень удачно выходят замуж (к
примеру, за помощников машиниста).
107. Бывает, что и мальчики
находят неплохую пару из «обычных» девушек.
108. Так что
коррекционная школа – не приговор, не конец света, а также, как и обычная –
старт в жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.04.2022
Дата обновления: 20.04.2022
Дата публикации: 19.04.2022