20.04.2022
Что мы делаем, когда покупаем какую-нибудь сложную
бытовую технику? Первым делом изучаем инструкцию по эксплуатации,
консультируемся со специалистами, дабы ненароком что-то не сломать, не
повредить.
Что мы делаем, когда у
нас появляется ребенок? Читаем соответствующую литературу, обращаемся к
специалистам? Как правило, нет. Мы общаемся с ним так, как сами считаем нужным,
как привыкли, как общались с нами наши родители, как нам кто-то из знакомых
посоветовал, и совсем не боимся его «сломать» своим неумелым обращением. При
этом не задумываемся о том, что наш ребенок ничуть не менее сложен, чем любой
бытовой прибор. Кроме того, он ещё и уникален, и наша манера общения может «не
подходить» ему, не соответствовать его особенностям, а иногда – и вредить его
личностному развитию.
Что же мешает
современным родителям обращаться за информацией, возможно – за помощью к тем,
кто это может предоставить – логопедам, психологам, социальным педагогам? Может
быть, уверенность (или самоуверенность?) в собственных силах, страх, нежелание,
а чаще всего - незнание, куда и к кому можно обратиться.
А помочь родителям, если
у них возникли трудности в общении с детьми, если они не знают, как поступить в
той или иной ситуации, если они испытывают недостаток знаний по вопросам
педагогики, психологии, может педагог-психолог.
Психолог – фигура в
современном обществе неоднозначная. С ним связано много мифов и даже страхов.
Психолога зачастую опасаются, так как путают с психиатром, психотерапевтом,
боятся к нему обращаться («мой ребенок нормальный, не псих»). Родителям следует
знать, что психолог – не врач, с «психами» он не работает; у психолога, как
правило, педагогическое образование, следовательно, ни ставить диагноз, ни
лечить он не может и не будет.
Иногда психолога
воспринимают как волшебника и ожидают от него чудес: он даст
«волшебный совет», который решит все проблемы. А бывает и так, что родители
приводят ребенка к психологу в надежде, что тот что-то «подправит»,
«отремонтирует», «настроит» в ребенке, и все будет в порядке, то есть стремятся
«сдать ребенка в ремонт», а сами «остаются ждать в коридоре», не желая
прикладывать никаких усилий.
Взрослым нужно понять,
что для того, чтобы изменилось что-либо в ребенке, нужно вначале что-то
изменить в себе, в своих привычках, своих установках, своем отношении.
Универсального совета, пригодного для любого и в любой ситуации, не существует,
и волшебной палочки у психолога, к сожалению (или к счастью), тоже нет.
Психолог в одиночку, и «за родителей», не может решить все проблемы семьи. Но
он может помочь по-иному взглянуть на ребенка, на ситуацию, найти причины
возникновения трудностей, покажет возможные пути решения проблемы, способы и
методы взаимодействия с ребенком, а выбор наиболее приемлемых из них остается
за родителями.
Сейчас квалифицированные
педагоги-психологи работают почти в каждом образовательном учреждении. Их
задача – оказывать информационную, педагогическую, психологическую помощь
семьям, воспитывающим детей разного возраста. И преуспеть в этом у них тем
больше шансов, чем теснее будет взаимодействие с ними у нас, родителей.
Уважаемые родители! Вы
можете сами выбрать, к кому из психологов обратиться: в образовательное
учреждение, которое посещает ребёнок, в Психолого-медико-педагогическую
комиссию или Центр психолого-педагогического сопровождения вашей территории,
или же к специалисту, занимающемуся частной практикой.
Не ждите, что проблемы,
если уж они появились, решатся сами собой: как правило, этого не происходит,
наоборот, они накладываются друг на друга и растут, как снежный ком. В
содружестве со специалистами Вам будет легче преодолеть трудности, появившиеся
в ваших с ребенком взаимоотношениях, и решить накопившиеся вопросы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2022
Дата обновления: 20.04.2022
Дата публикации: 20.04.2022