20.04.2022
Проблемы с русским языком у детей – далеко
не редкость, особенно в последние годы. С чем это связано, как их предупредить
(если ребёнок ещё не ходит в школу) и как научить ребёнка писать без ошибок
(если он уже школьник и его работы не отличаются грамотностью) – мы сейчас и
будем разбираться.
Вопреки представлениям многих, причина
неграмотного письма заключается вовсе не в лени, незнании правил или
невнимательности. В большинстве случаев причины гораздо глубже и состоят в том,
что у ребёнка имеются речевые нарушения.
Только не надо думать, что нарушения речи
– это только когда ребёнок неправильно произносит какой-то звук или
звуки. Речь - очень многогранный процесс, и в него входит очень много
составляющих. Например, то, насколько хорошо человек различает на слух разные
звуки (глухие и звонкие, твёрдые и мягкие и т.д.). Я имею в виду не то, что он
плохо слышит и у него тугоухость. Здесь речь о том, насколько у него развито
слуховое (фонематическое) восприятие, а это совсем другое. Если оно развито
недостаточно, то именно поэтому ребёнок может допускать "глупые", по
нашему мнению, ошибки при письме (например, путает буквы б и д, п и т, и
т.д.).
Кроме того, нарушение речевого развития -
это когда он переставляет слоги в словах или пропускает их (телевизор –
тевелизор, пирамидка - пимидка); это когда ребёнку трудно подобрать подходящее
слово, чтобы выразить свою мысль (особенно касающуюся учебного материала),
когда он допускает грамматические ошибки (неправильно согласовывает слова в
предложении), когда ему трудно связно и последовательно пересказать текст или
придумать рассказ, и ещё много разных показателей.
А раз такие ошибки присутствуют в устной
речи, то совершенно естественно, что они повторяются и в письменной. И в этом
нет вины ребёнка, он это делает не специально, не из-за упрямства,
вредности или лени. Просто у него пока (по физиологическим
причинам) не сформировались в коре головного мозга нужные участки.
И поэтому ему нужна систематическая, и, скорее всего, достаточно длительная,
помощь логопеда и невролога; без этого, "сами по себе",
проблемы не рассосутся. А уж если и звукопроизношение у ребёнка не в норме – то
тем более!
Не открою ничего нового, если скажу, что
проблему легче предупредить, чем потом с ней бороться – вы это и сами знаете. И
в случае проблем с русским языком эта истина тоже верна. Что же нужно
делать, чтобы у ребёнка, когда он будет учиться в школе, было как можно
меньше ошибок (а лучше бы их вообще не было)?
Предупреждаю: за несколько дней, недель
или месяцев такое большое дело сделать невозможно. Профилактика – занятие
небыстрое, но и не слишком трудное. Здесь главное – регулярность. Поэтому
для того, чтобы легко научить ребёнка писать без ошибок (в будущем) и
избежать нарушений речи (в настоящем), нужно не так уж и много.
Самое первое - необходимо
просто с самого младшего возраста ребёнка (а ещё лучше – с рождения, а ещё
лучше – и до рождения) разговаривать с ним. Но не пять и не десять
минут в день, а почти постоянно. Пока он маленький – обо всём, что он видит,
слышит, чувствует или о том, что вы хотели бы, чтобы он заметил, узнал,
услышал, почувствовал (близкие люди, предметы, природа, звуки, запахи и пр., и
пр…) А когда станет постарше – о том, что ему интересно, о чём он спрашивает,
чем интересуется, и о том, чем вы хотите его заинтересовать. Нужно читать ему
сказки, стихи, потешки, рассказы, петь песенки, давать ему слушать музыку,
загадывать загадки и т.д. И совершенно неважно, если он в силу своего малого
возраста пока не понимает, о чём речь, или не может повторить, ответить. Он в
это время учится слушать вашу речь, различать на слух интонацию,
звуки, громкость, ритм, а это очень важно для развития и его собственной речи.
Второе – важно развивать у детей
пальчики рук (или, как говорят педагоги, мелкую моторику). Каким бы
странным это ни казалось, но чем лучше развиты пальчики у детей, тем лучше у
них будет развита речь. Для этого хорошо подходят пальчиковые игры (любой из
вас наверняка помнит «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона» - это как раз они и
есть), собирание-разбирание пирамидок, кубиков, разрезных картинок, игры с
песком, водой, конструкторы, рисование, лепка и т.д. Тут главное – делать всё
это вместе с ним, пока ребёнок не увлёкся настолько, что сможет играть один.
Третье – если ребёнок долго так и не
начинает говорить, если его речь непонятна для окружающих, если он, будучи уже
не совсем маленьким (после 2-3 лет), говорит лишь отдельные слова, то срочно,
не откладывая ни дня, ни минуты, идите за консультацией к
врачу-неврологу.
Конечно, кроме этих трёх пунктов, нужно
ещё кое-что: развитие речевых органов (языка, губ и пр.), эмоциональное
развитие (умение выражать разные эмоции), формирование любознательности,
пространственного восприятия (право-лево, верх-низ, спереди-сзади и т.д.)… Но
начните делать хотя бы самое главное, а с остальным потом тоже разберётесь.
Ну, а теперь давайте поговорим о том, как
же научить ребёнка писать без ошибок, если он уже школьник, и они
(ошибки) в его работах встречаются часто.
Существует мнение: чтобы ребёнок
писал грамотно, он должен много читать. Но оно часто ошибочно. Дело тут не
только и не столько в количестве читаемого материала.
Для начала нужно выяснить, по
какой причине ученик неграмотен. Сами родители тут чаще всего
некомпетентны, т.к. у них нет специальных логопедических знаний, даже если
образование они имеют педагогическое. Лучше всего это сделает
учитель-логопед. Если дело в речевых нарушениях, то уменьшить
количество ошибок поможет тоже именно он, а для этого обязательны
систематические (не реже двух раз в неделю) занятия на протяжении
нескольких недель или месяцев (иногда – и лет), тут всё зависит от
индивидуальных особенностей ребёнка и степени запущенности проблем с русским
языком. А просто заставлять ученика читать всё больше и больше не имеет смысла:
речевое недоразвитие от этого никуда не денется, к тому же, и при чтении оно
тоже проявляется.
Если в образовательном учреждении
учителя-логопеда нет, стоит поискать его в частном порядке. Если же и такая
возможность отсутствует, то придётся заниматься самим, но предварительно
обязательно проконсультируйтесь у опытного специалиста, как это сделать
правильно (очно или даже через интернет, по скайпу – в наше время всё уже
доступно). В противном случае, если вы будете делать так, как вам кажется
правильным, может стать только хуже.
При нарушениях речи необходима и
медицинская помощь от врача-невролога: лекарства, назначаемые им,
помогут улучшить мозговое кровообращение, а следовательно, улучшить внимание и
память (которые тоже, как правило, не отличаются особой стойкостью у детей с
речевыми нарушениями), ускорить процесс формирования в коре головного мозга
нужных участков.
Если причина ошибок в том, что ребёнок
просто не знает правил, то лучшим помощником будет учитель или репетитор.
Если случай не очень запущенный, то родители могут справиться собственными
силами. Нужно выучить с ребёнком все правила и научить их применять при письме.
Для этого недостаточно просто вызубрить их, а важно понять. Поэтому
просите ребёнка пересказать правила своими словами, придумать свои примеры к
ним, при письме пусть он подчёркивает орфограммы и объясняет их, подбирает
проверочные слова и т.д. Если ребёнку это трудно даётся, обязательно помогайте
и объясняйте снова и снова. Конечно, это очень кропотливая и длительная работа,
но при старании и упорстве (и вашем, и вашего ребёнка), а также при терпении
она непременно даст результаты. Кстати, в этом случае чтение текстов как раз
может быть полезно.
Если всё же причина неуспехов с русским
языком – в лени ребёнка, в нежелании учить правила, ваша задача –
заинтересовать его, найти подходящую мотивацию, чтобы ваш сын или дочь захотели
учить их, чтобы им это стало нужно. Но повторюсь, чаще всего лень возникает,
когда ребёнок сталкивается с непреодолимыми трудностями, мало
зависящими от его желания. Поэтому – смотрите несколькими абзацами выше и ищите
настоящую причину, справившись с которой, ваш ребёнок научится писать без
ошибок.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2022
Дата обновления: 20.04.2022
Дата публикации: 20.04.2022