20.04.2022
Думаю, любой родитель согласится, что
словосочетания «коррекционный класс» и, тем более, «коррекционная
школа» звучат несколько устрашающе. Сразу же воображение рисует
жуткие образы детей с кучей физических недостатков, безумными взглядами и
неадекватным поведением. Наверное, именно поэтому многие мамы и папы немедленно
отказываются от предоставления детям возможности получить качественную
коррекционную помощь ((«вы что, разве мой ребёнок такой?!»), предпочитая
оставить всё так, как есть, и надеясь на… вот не знаю даже, на что. Только на
чудо, видимо… Хотя в такой ситуации надо бы как следует разобраться, что к чему,
и уж потом принимать обдуманное решение, а не «пороть горячку». (Кстати,
большая часть обучающихся специальных классов и школ внешне абсолютно ничем не
отличается от остальных детей).
Так что давайте будем вместе рассуждать,
что такое обучение по адаптированной образовательной программе, кому оно нужно,
а кто может без него обойтись, и стоит ли переводить ребёнка в коррекционный
класс или школу или он сможет учиться и с обычными детьми?
Начнём с самого начала. Адаптированная
образовательная программа отличается от обычной тем, что её
составляют педагоги специально для тех детей (или для одного ребёнка), которые
нуждаются в особых образовательных условиях. Под условиями здесь понимается и
содержание программы (то, чему именно будут учить), и технологии, методы и
приёмы обучения (как будут учить), средства обучения (с помощью каких
материалов, учебников, оборудования будет организован образовательный процесс),
какие специалисты нужны для оказания коррекционно-развивающей помощи ученику,
что нужно изменить в школьных помещениях, чтобы ребёнку было удобно, какая
нужна мебель и много-много другого. Разумеется, что обучение по
адаптированной программе необходимо тем детям, у которых имеются какие-либо
нарушения в развитии (слепым и слабовидящим, глухим и слабослышащим, с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, с
расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития и с
умственной отсталостью).
Соглашаться ли на обучение по
адаптированной программе, если психолого-медико-педагогическая комиссия таковое
рекомендовала? На мой взгляд, однозначно – да! Потому что, раз ПМПК такую
рекомендацию дала, значит, на то были очень серьёзные причины в виде непростых
проблем как в учёбе, так и в развитии в целом (ведь не зря же вы с ребёнком
проходили комиссию, не из любопытства же и не развлечения ради?). А если
продолжать обучать ребёнка так же, как и раньше, по обычной программе, то
изменений к лучшему можно не ждать (это мягко говоря), а вернее всего, ситуация
будет ухудшаться и усугубляться.
В случае согласия родителям
необходимо принести в школу то заключение, которое было им выдано в ПМПК, и
написать заявление на имя директора с просьбой перевести ребёнка на обучение по
другой программе (по той, которая указана в заключении).
Теперь давайте рассмотрим следующий
вопрос: стоит ли переводить ученика в коррекционный класс или
коррекционную школу, или он сможет учиться по другой программе и в
условиях своего класса и своей школы?
Несколько лет назад в обычной школе не
могли обучать детей по какой-либо другой программе, кроме общеобразовательной,
если у учреждения не было на то специальной лицензии. Но сейчас всё
несколько иначе. В действующем Законе об образовании в РФ (от 2012 года)
говорится, что родители могут выбрать любую образовательную организацию
для обучения своего ребёнка, а школы обязаны создавать условия для того,
чтобы в них могли обучаться дети с любыми особенностями, потребностями,
нарушениями в развитии.
Говоря простым языком, теперь вовсе не
обязательно переводить своего ребёнка в коррекционную школу или коррекционный
класс, если на комиссии было рекомендовано обучение по какой-либо
адаптированной программе, а можно оставить его в своём классе. Тогда педагоги
должны будут составить для него АОП (адаптированную образовательную программу),
создать необходимые специальные условия, о которых я говорила выше, и учить его
сами.
И всё же: как лучше – оставить ребёнка там
же, где он до сих пор учился, на обучение по АОП, или пусть переходит в коррекционный
класс или школу? Какие здесь могут быть «за» и «против»?
Итак, «за» то, чтобы ребёнок
учился в специальном классе или школе:
- Там работают опытные, обученные
педагоги, которые знают особенности детей с нарушениями, владеют
специальными методами и приёмами обучения, а попросту говоря, умеют учить
детей с разными возможностями. В обычных классах учителя привыкли работать
со «средними», обычными детьми и могут не знать многих нюансов.
- Там созданы специальные условия:
особое расписание, учебники, методические пособия и т.д., т.е.
образовательный процесс чётко организован и давно налажен.
- В таких классах и школах обязательно работают
«узкие» специалисты – логопеды, психологи, дефектологи и пр.,
которые проводят коррекционные и развивающие занятия.
- Меньшая наполняемость классов (до 15 человек),
т.е. у учителя есть возможность почти на каждом уроке поработать с
учениками индивидуально.
- Остальные дети – со схожими проблемами,
т.е. ребёнок не будет отличаться от одноклассников,
будет «свой среди своих», следовательно, всякие насмешки и издёвки с их
стороны маловероятны.
- В коррекционных классах и школах большое
внимание уделяется внеурочной деятельности, развитию способностей
и талантов обучающихся. Это значит, что у ребёнка будет больше
возможностей проявить себя в разных видах творчества, в спорте и т.д.
А сейчас – о том, какие «против»
могут быть в этой ситуации:
- Ребёнку придётся покинуть привычный
коллектив сверстников и привыкать к новому. Иногда это плохо,
но если в прежнем классе ученик чувствовал себя чужим, то есть
вероятность, что с новыми одноклассниками отношения сложатся лучшим
образом.
- Будет другой учитель или
коллектив учителей. Этот пункт, как и предыдущий, тоже может быть как со
знаком минус, так и со знаком плюс.
- Возможно, родителям и самому ребёнку придётся
столкнуться с негативным общественным мнением типа
«какой ужас, он же в коррекционном классе (школе), совсем глупый,
наверное…»
- Дети, окружающие ребёнка, тоже будут с
проблемами, т.е. ему будет «не за кем тянуться», кроме учителя.
Вообще, если есть рекомендация ПМПК об
обучении по адаптированной образовательной программе, игнорировать это нельзя,
иначе само по себе ничего к лучшему не изменится, а вот к худшему – очень
легко. Поэтому для решения проблемы (абсолютно любой, не только связанной с
образованием и обучением) надо:
- Что-то делать, а не сидеть сложа
руки, ожидая, что всё наладится.
- Делать надо не что угодно или что хочется, а то,
что необходимо.
- Делать что необходимо нужно не от случая к
случаю, а регулярно, систематически.
Я это вот к чему. В коррекционных
классах или школах педагоги не просто делают свою работу (учат детей) – они
делают это так, как нужно именно этим детям, и у них
есть чёткая, сложившаяся, отработанная система деятельности. Именно поэтому в
таких классах и школах результаты обучения по АОП лучше и выше, чем когда
ребёнок с особенностями учится в обычном классе или школе.
Выбор, конечно, остаётся за родителями, и
принудить их принять то или иное решение никто не в праве. Однако хочется
сказать ещё вот о чём. К сожалению, очень часто родители в трудных ситуациях
советуются, мягко говоря, не с теми, с кем нужно, и прислушиваются к мнению
«тёти Клавы», которая где-то от кого-то что-то услышала и сделала свои выводы,
подчас основанные только на воображении. А слушать и спрашивать надо специалистов,
которые данной проблемой занимаются, и тех людей, которые на себе и своём
ребёнке испытали последствия своего правильного или неправильного решения. Вы
же не будете спрашивать рекомендации о выращивании, скажем, помидоров у того,
кто всегда их только покупает в готовом виде в магазине, а сам ни разу даже не
видел, как они растут, правда? Поэтому не слушайте соседей, родственников,
знакомых, сослуживцев и т.д., а идите за советом к педагогам коррекционного
образования, к родителям детей из таких классов, и сами решайте, переводить
ребёнка в коррекционный класс или коррекционную школу или нет. И, конечно же,
хорошенько продумайте перспективы для своего ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2022
Дата обновления: 20.04.2022
Дата публикации: 20.04.2022