Почему ребёнок плохо учится?

20.04.2022

Наверное, все родители без исключения, вне зависимости от того, насколько хорошо они сами учились в школе, хотят, чтобы их дети были успешны в учёбе. К сожалению, так бывает не всегда и не у всех, и часто мамы и папы, а также учителя, задаются вопросом, почему же ребёнок плохо учится?

 

Причин этого может быть много. Давайте подробно разберём некоторые из них, которые встречаются чаще всего.

 

Причина первая – у ребёнка пока отсутствует мотивация к учению, попросту говоря, он ещё «не созрел», не наигрался, рано ему ещё учиться. Чаще всего это бывает в первом классе, чаще с теми детьми, кто пошёл в школу раньше  7 лет, и чаще – с мальчиками (они в принципе созревают позже, чем девочки – вот такая вот у них особенность, ничего с этим не поделаешь).  Что делать?  Конечно, было бы лучше, если бы ребёнок ещё год провёл в детском саду, чтобы «дорасти» до желания получать знания в школе. Если это невозможно (понятно, что в середине учебного года никто не разрешит уйти из школы и вернуться в садик), то для некоторых детей было бы полезно повторить программу первого класса ещё раз.

 

Причина вторая – у ребёнка отсутствуют умения, необходимые для успешной учёбы; т.е. он ещё «не научился учиться» - не знает, как распределять своё внимание, как планировать деятельность, как проверять результат и т.д.  Так бывает тоже, как правило, у первоклашек. Что делать? Отнестись к этому спокойно – не ругать и не стыдить, а помочь эти самые навыки приобрести – чётко и планомерно показывать, как именно нужно действовать, на что ориентироваться. Тут ваши помощники – это систематические тренировки и упражнения (только не до изнеможения, конечно!).

 

Причина третья – у ребёнка не сформированы предпосылки к учению, слабо развиты психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение). Эта причина может быть как в начальной школе, так и в более старших классах. Что делать? Тут не обойтись без специальных занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Причём занятия должны быть достаточно частыми (не менее 1 раза в неделю, лучше - больше) и в течение длительного промежутка времени (один-два месяца проблему не решат). Кроме того, возможно, понадобится консультация врача-невролога или врача-психиатра. И, конечно же, обязательна помощь родителей в выполнении как домашних заданий, так и заданий психолога, логопеда, дефектолога.

 

Причина четвёртая – у ребёнка накопились пробелы в знаниях за предыдущие учебные дни,  недели, месяцы, а иногда и годы, и усвоение нового материала без тех, упущенных, знаний, просто невозможно (согласитесь, глупо требовать умения решать квадратные уравнения  от того, кто в пределах 20 плохо ориентируется или не знает таблицу умножения, так ведь?). Эта причина встречается чаще в средних и старших классах. Что делать? Тут ответ один – навёрстывать упущенное, причём искать пробелы с самых младших классов и начинать с самого простого. Да, это очень трудно, но без этого дальше – просто никак. Помощником в этом деле могут стать репетиторы.

 

Причина пятая – у ребёнка существуют проблемы в интеллектуальном развитии. Это могут быть задержка психического развития или умственная отсталость. Что делать? В данном случае  совершенно бесполезно нанимать репетиторов, а необходимо обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы ребёнку рекомендовали другую образовательную программу, ту, с которой он сможет справиться.  Согласна: такой выход не всегда по душе родителям (ведь для нас, мам и пап, своё дитя всегда самое лучшее), но зачастую другого пути просто нет. По крайней мере, перейдя на обучение по другой программе (соответствующей его способностям и возможностям), ребёнок почувствует себя успешнее и увереннее, а значит, у него больше шансов стать счастливее.

 

Причина шестая – учёба перестала  быть главным делом в жизни ребёнка. Обычно такое происходит в подростковом возрасте, когда для детей большее значение приобретает общение со сверстниками, нежели учение, и они обращают на уроки гораздо меньше внимания, чем прежде. Это закономерное, абсолютно нормальное  явление.  Но, конечно, не стоит пускать ситуацию на самотёк, а нужно показывать значимость учёбы для дальнейшей жизни, определения с будущей профессией и пр. Нелишним будет и регулярный, но не слишком явный,  родительский контроль.Хочу такой сайт

 

Причина седьмая – у ребёнка проблемы со здоровьем: он быстро утомляется, невнимателен, заторможен или наоборот, чересчур подвижен; часто пропускает уроки из-за болезни и т.д. Что делать? Тут без вариантов – идти к врачам (педиатру, неврологу и др.) и выполнять все их рекомендации.

 

Причина восьмая – лень.  На самом деле это ненастоящая причина, по которой ребёнок плохо учится. Чаще всего за ленью скрываются другие, более серьёзные проблемы, о которых мы говорили выше. Надо сказать, что довольно много случаев, когда родители (да и педагоги) считают, что ребёнок отлынивает от уроков потому, что он ленится. Но если разобраться, то можно увидеть, что для лени у него есть  все основания: скорее всего, ему просто не по силам те задания, тот учебный материал, который предлагается в школе. Подумайте сами: если вас, взрослого человека, заставлять делать  очень трудную работу, справиться с которой вам будет крайне сложно (вручную разгрузить вагон с углём, например), у вас ведь вряд ли будет большое желание поскорее за неё взяться? И, наверное, дело тут вовсе не в том, что вы – ленивый? Поэтому постарайтесь разобраться и найти истинные причины неуспехов ребёнка в учёбе: только после этого вы сможете ему помочь.

 

Правды ради нужно сказать, что если ваше достаточно смышлёное  чадо просто привыкло, что домашние задания за него выполняет кто-то другой, и сам отказывается что-либо делать, то в данной ситуации виноваты только вы, поскольку позволили ему действительно разлениться интеллектуально и «сесть вам на шею».  Как можно скорее приучайте ребёнка к самостоятельности!

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.04.2022

Дата обновления: 20.04.2022

Дата публикации: 20.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».