20.04.2022
Наверное, все родители без исключения, вне зависимости от того,
насколько хорошо они сами учились в школе, хотят, чтобы их дети были успешны в
учёбе. К сожалению, так бывает не всегда и не у всех, и часто мамы и папы, а также
учителя, задаются вопросом, почему же ребёнок плохо учится?
Причин этого может быть много. Давайте подробно разберём некоторые
из них, которые встречаются чаще всего.
Причина первая – у ребёнка пока отсутствует мотивация к учению, попросту говоря,
он ещё «не созрел», не наигрался, рано ему ещё учиться. Чаще всего это бывает в
первом классе, чаще с теми детьми, кто пошёл в школу раньше 7 лет, и
чаще – с мальчиками (они в принципе созревают позже, чем девочки – вот такая
вот у них особенность, ничего с этим не поделаешь). Что
делать? Конечно, было бы лучше, если бы ребёнок ещё год
провёл в детском саду, чтобы «дорасти» до желания получать знания в школе. Если
это невозможно (понятно, что в середине учебного года никто не разрешит уйти из
школы и вернуться в садик), то для некоторых детей было бы полезно повторить
программу первого класса ещё раз.
Причина вторая – у ребёнка отсутствуют умения, необходимые для успешной учёбы;
т.е. он ещё «не научился учиться» - не знает, как распределять своё внимание,
как планировать деятельность, как проверять результат и т.д. Так
бывает тоже, как правило, у первоклашек. Что делать? Отнестись
к этому спокойно – не ругать и не стыдить, а помочь эти самые навыки приобрести
– чётко и планомерно показывать, как именно нужно
действовать, на что ориентироваться. Тут ваши помощники – это систематические
тренировки и упражнения (только не до изнеможения, конечно!).
Причина третья – у ребёнка не сформированы предпосылки к учению, слабо развиты
психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь,
воображение). Эта причина может быть как в начальной школе, так и в более
старших классах. Что делать? Тут не обойтись без
специальных занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом,
учителем-дефектологом. Причём занятия должны быть достаточно частыми (не менее
1 раза в неделю, лучше - больше) и в течение длительного промежутка времени
(один-два месяца проблему не решат). Кроме того, возможно, понадобится
консультация врача-невролога или врача-психиатра. И, конечно же, обязательна
помощь родителей в выполнении как домашних заданий, так и заданий психолога,
логопеда, дефектолога.
Причина четвёртая – у ребёнка накопились пробелы в знаниях за предыдущие учебные
дни, недели, месяцы, а иногда и годы, и усвоение нового материала
без тех, упущенных, знаний, просто невозможно (согласитесь, глупо требовать
умения решать квадратные уравнения от того, кто в пределах 20 плохо
ориентируется или не знает таблицу умножения, так ведь?). Эта причина
встречается чаще в средних и старших классах. Что делать? Тут
ответ один – навёрстывать упущенное, причём искать пробелы с самых младших
классов и начинать с самого простого. Да, это очень трудно, но без этого дальше
– просто никак. Помощником в этом деле могут стать репетиторы.
Причина пятая – у ребёнка существуют проблемы в интеллектуальном развитии. Это
могут быть задержка психического развития или умственная отсталость. Что
делать? В данном случае совершенно бесполезно
нанимать репетиторов, а необходимо обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы ребёнку рекомендовали другую образовательную программу,
ту, с которой он сможет справиться. Согласна: такой выход не всегда
по душе родителям (ведь для нас, мам и пап, своё дитя всегда самое лучшее), но зачастую
другого пути просто нет. По крайней мере, перейдя на обучение по другой
программе (соответствующей его способностям и возможностям), ребёнок
почувствует себя успешнее и увереннее, а значит, у него больше шансов стать
счастливее.
Причина шестая – учёба перестала быть главным делом в жизни ребёнка.
Обычно такое происходит в подростковом возрасте, когда для детей большее
значение приобретает общение со сверстниками, нежели учение, и они обращают на
уроки гораздо меньше внимания, чем прежде. Это закономерное, абсолютно
нормальное явление. Но, конечно, не стоит пускать
ситуацию на самотёк, а нужно показывать значимость учёбы для дальнейшей жизни,
определения с будущей профессией и пр. Нелишним будет и регулярный, но не
слишком явный, родительский контроль.
Причина седьмая – у ребёнка проблемы со здоровьем: он быстро утомляется,
невнимателен, заторможен или наоборот, чересчур подвижен; часто пропускает
уроки из-за болезни и т.д. Что делать? Тут без вариантов –
идти к врачам (педиатру, неврологу и др.) и выполнять все их рекомендации.
Причина восьмая – лень. На самом деле это ненастоящая причина, по
которой ребёнок плохо учится. Чаще всего за ленью скрываются другие, более
серьёзные проблемы, о которых мы говорили выше. Надо сказать, что довольно
много случаев, когда родители (да и педагоги) считают, что ребёнок отлынивает
от уроков потому, что он ленится. Но если разобраться, то можно увидеть, что
для лени у него есть все основания: скорее всего, ему просто не по
силам те задания, тот учебный материал, который предлагается в школе. Подумайте
сами: если вас, взрослого человека, заставлять делать очень трудную
работу, справиться с которой вам будет крайне сложно (вручную разгрузить вагон
с углём, например), у вас ведь вряд ли будет большое желание поскорее за неё
взяться? И, наверное, дело тут вовсе не в том, что вы – ленивый? Поэтому
постарайтесь разобраться и найти истинные причины неуспехов ребёнка в учёбе:
только после этого вы сможете ему помочь.
Правды ради нужно сказать, что если ваше достаточно
смышлёное чадо просто привыкло, что домашние задания за него
выполняет кто-то другой, и сам отказывается что-либо делать, то в данной
ситуации виноваты только вы, поскольку позволили ему действительно разлениться
интеллектуально и «сесть вам на шею». Как можно скорее приучайте
ребёнка к самостоятельности!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2022
Дата обновления: 20.04.2022
Дата публикации: 20.04.2022