20.04.2022
ЗПР – это сочетание букв, пугающее родителей, в последние годы стало
встречаться, к сожалению, всё чаще, становясь уже чуть ли не нормой. Давайте с
вами разберёмся, что же это за «зверь» такой, откуда он берётся,
действительно ли это так страшно, и что можно сделать, чтобы избавить от него
своё любимое чадо.
Итак, по порядочку: что такое ЗПР? Это расшифровывается как задержка
психического развития и проявляется в том, что ребёнку трудно
овладеть учебными знаниями так же быстро, как это делают остальные
дети (это первое). Второе - у такого ребёнка медленнее
развиваются основные психические процессы, т.е. он не очень
внимательный, часто отвлекается, трудно переключается с одного дела на другое,
не может сразу и слушать, и делать; он труднее запоминает и быстрее забывает
(не только стихи, но и, например, правила, инструкцию и т.д.), долго путает право-лево
(а из-за этого и неправильно пишет буквы и цифры); не может отличить главное от
второстепенного, установить логическую последовательность и взаимосвязь, и т.д.
При этом чаще всего проблемы проявляются не во всём подряд, а в
отдельных учебных предметах или типах заданий. Например, у ребёнка
могут быть трудности с русским языком, чтением, окружающим миром, а вот в
математике они могут отсутствовать. Или может быть всё в порядке с памятью
(хорошо и быстро запоминает стихи, правила, таблицу и пр.), но применить эти
самые правила, воспользоваться таблицей умножения при решении конкретного
примера или задачи не может (т.е. мыслительные операции не развиты), да и
внимание рассеянное.
Причины этой задержки, как правило, физиологические:
например, трудности в вынашивании беременности матерью, особенности протекания
родов, болезни в первый год жизни, наследственность, особенности строения и
развития коры головного мозга, частые соматические или хронические заболевания
у ребёнка и т.д. Не ругайте ребёнка и не сердитесь на него: он не виноват.
Бывает, что среди причин, приводящих к ЗПР, встречаются и социально-педагогические,
т.е. когда взрослыми уделялось крайне мало времени для развития и воспитания
ребёнка, и это привело к неуспехам в обучении, потому что отсутствует
фундамент, основа для дальнейших знаний. В этом случае тоже нет смысла злиться
на ребёнка: злитесь на себя, ведь это – исключительно ваши упущения.
Надо сказать, что задержка психического развития, как бы страшно ни звучало
это словосочетание, - это не ярлык и не клеймо на
всю оставшуюся жизнь. Конечно, тут многое зависит от родителей. Если наличие
таких трудностей будет ими игнорироваться, если они будут считать, что «всё
само постепенно пройдёт», если ограничатся только обвинениями в адрес детского
сада, школы, педагогов, программы обучения и т.п., обидой или злостью на
ребёнка, то через какое-то время будет только хуже, и тогда ученику из
моря неудач просто не выплыть никогда (с самыми
ужасными последствиями). А вот если родители увидят эти проблемы и
признают их существование, если будут помогать ребёнку (обратившись за
помощью к специалистам, пролечивая ребёнка у врача-невролога или психиатра,
вовремя подхваливая ребёнка, создавая ситуации успеха и т.д.), то уже к 5-му
классу большинство проблем (а иногда и все) можно преодолеть.
Как же это возможно и что для этого придётся делать? Скажу сразу – делать
придётся очень много, работать упорно и в системе (т.е. практически каждый
день, а не от случая к случаю). Но результат того стоит, тем более, это
касается вашего родного ребёнка или ученика, и никто, кроме вас самих,
ответственность за него не несёт.
С чего нужно начать? С того, чтобы пройти обследование на ПМПК и выяснить причины неуспехов в учёбе. Кроме
того, специалисты комиссии порекомендуют ту программу обучения, которую ребёнку
будет гораздо легче освоить.
А вот когда вашему ребёнку рекомендована адаптированная программа для детей
с задержкой психического развития, тогда и начинается большая работа. Теперь
нужно:
- Не
надеяться на кого-то другого (учителей, школу и т.д.), а взять всю
ответственность и контроль за преодоление сложившегося положения
дел на себя, потому что ребёнок – ваш собственный, и никто не позаботится
о нём лучше, чем вы сами.
- Регулярно (несколько раз в
год) консультировать ребёнка у врача-невролога и врача-психиатра,
и при необходимости – принимать назначенное ими лечение. Это важный и
нужный шаг, который поможет вашему ребёнку стать более внимательным,
улучшить память и т.д.
- Найти для ребёнка логопеда и
психолога (если
этих специалистов нет в школе), т.к. с некоторыми проблемами возможно
справиться только с их помощью, и следить, чтобы количество занятий
было не менее 2 в неделю. Выполнять дома с ребёнком все задания, которые
они дают.
- Составить вместе с учителем
подробный, пошаговый план по восполнению всех пробелов в усвоении
учебного материала, которые успели накопиться. И это не только
математика, русский язык или другие школьные предметы, но и такие вещи,
как умение ориентироваться в пространстве (понимание
лево-право и других связанных с ними понятий), и понимание
временных представлений (времена года, месяцы, дни недели,
время по часам и прочее). Вот может показаться, что всё это – сущие мелочи
и не имеют прямого отношения к чтению, письму и счёту, однако это не так.
На самом деле именно от этих знаний и умений зависит, насколько правильно
и быстро ребёнок запомнит начертание букв и цифр, будет ли допускать
ошибки при чтении и письме (писать буквы или цифры «задом наперёд»,
переставлять их, заменять одну другой), сможет ли научиться делать выводы,
решать задачи и не только запоминать правила, но и применять их,
поймёт ли такой предмет, как геометрия и т.д. Поэтому начинать нужно
именно с этого, и на фундаменте этих знаний уже строить следующие
«этажи». Выделю отдельно: тут один учитель справиться не сможет,
даже если он будет каждый день после уроков заниматься с вашим ребёнком
дополнительно. Вам, родителям, нужно (нет, просто
необходимо, поскольку по-другому ничего не получится!) взять
большую часть ответственности на себя и каждый день заниматься с ребёнком
дома. Кстати, совсем необязательно при этом сидеть с ним за столом
и задавать разные вопросы или выполнять задания. Дело пойдёт гораздо легче
и быстрее, если вы придумаете или найдёте обучающие игры и
упражнения (в интернете их сейчас - сколько угодно!).
Возможно, помогут и репетиторы (если у вас есть материальные возможности
их пригласить).
- Как бы
трудно и тяжело ни было, непременно создавать для ребёнка
ситуации успеха. Это значит, хвалить его при малейшей возможности
даже за маленькие достижения (допустил на 1 ошибку меньше, чем вчера;
прочитал на 1 слово больше, чем в прошлый раз, и т.п.). Давать ему такие
задания, с которыми он сможет справиться (пусть даже с небольшой
помощью взрослого или после предварительной подготовки). Выражать
уверенность в том, что у него всё получится, если он постарается. Поощрять
его самостоятельность и желание работать. Создавать положительную
мотивацию к учёбе (т.е. не заставлять или увещевать, а вызывать желание учиться).
Этот шаг тоже может показаться неважным, но от него зависит, будет ли
ребёнок стремиться к преодолению трудностей или «зависнет» в состоянии
неудачи и нежелания приложить усилия для её исправления.
Если в школе или в городе существуют специальные классы или школа, которые
работают по программе для детей с задержкой психического развития, то часто
наилучший выход – это перевести ребёнка туда. Как правило, в таких классах
количество детей значительно меньше, чем в обычных; следовательно, у педагогов
есть возможность уделить каждому ребёнку большее внимание. И, что ещё очень
важно, педагоги в таких классах и школах владеют большим спектром специальных
педагогических методов и приёмов, а это позволяет добиваться более хороших
результатов обучения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2022
Дата обновления: 20.04.2022
Дата публикации: 20.04.2022