Наказание как метод воспитания детей

28.11.2023

Наказание детей – горячая тема, которая всегда вызывает разговоры в соцсетях и на форумах. Кто-то считает, что нет ничего страшного в том, чтобы шлепнуть ребенка по попе или дать ему подзатыльник за непослушание. Кто-то категорически против физических проявлений насилия и предпочитает в случае детской провинности с ребенком просто прекратить разговаривать, считая, что воспитание молчанием – эффективная штука.

Так, где же та грань, после которой наказание = насилие, как воспитывать детей, чтобы не травмировать их психику, но в то же время приучить нести ответственность за свои поступки?

Можно выделить следующие виды наказаний:

- физическое наказание (порка, подзатыльники, таскание за волосы и т. д.)

- словесное наказание (угрозы, оскорбления и т. д.)

- наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, чулане, отказ от контакта и пр.)

- наказание трудом;

- наказание лишения (в частности удовольствия).

Для одних родителей физическое наказание совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей.

            Рассказывая родителям, что, по мнению психологов, в семьях, где физическое наказание – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Например, начиная вымещать обиду на тех, кто слабее – младших детях, животных, иногда игрушках.

             Ещё один вариант адаптации описывает Владислав Крапивин в книге «Журавлёнок и молнии». Мальчик перед встречей с отцом, который его регулярно порол принимал анальгин, «чтобы не так было больно», -  а на самом деле,  чтобы не чувствовать  себя беспомощным, чтобы создать иллюзию, что он хоть как –то может эту ситуацию изменить.

            В результате для одного человека то,  что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям: «Меня били, и я вырос порядочным человеком!» Другой, сохранивший горечь обиды и разочарования, после телесного наказания понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребёнка.

             Реальность такова, что зачастую физическое наказание становится не столько «воспитательной мерой», сколько проявлением жестокости по отношению к детям. Увы, нередки случаи, когда поведение родителей решительно противоречит их роли, когда матери и отцы подвергают своих детей насилию, оскорбляют их или совершенно пренебрегают ими.

            В ряде исследований зарубежных психологов отмечалось, что в Соединённых Штатах и Западной Европе жестокое обращение с детьми встречается с частотой, вызывающей беспокойство: от 1 до 2 миллионов людей в детстве подвергаются насилию и даже угрозе применения оружия со стороны родителей. Большинство  опрошенных родителей признались, что прибегали к той или иной форме насилия по отношению к детям в возрасте от 3 до 17 лет: били, пугали детей оружием или ножом, наказывая ребёнка.

            Некоторые исследователи полагают, что избиение  ребёнка протекает из конфликта между мужем и женой, когда озлобленность против одного супругов переносится на относительно беззащитного ребёнка. К тому же братья и сёстры в таких семьях нередко конфликтуют  между собой.

Если проанализировать ситуации, в которых родители прибегают к физическому наказанию, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью.

 Казалось бы, словесное наказание можно считать наиболее мягким,  не приносящим большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес.

       В таком случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной реакцией, а никак не воспитательной мерой. Мы кричим и ругаемся из – за того, что у нас неприятности на работе или болит голова или нам нагрубили в магазине. Просто из - за того, что не можем сдержаться. Потому что никакой воспитательной роли фразы вроде «Опять всё испортила!», «Всё из – за тебя!», «Вечно ты …» сыграть не могут.  Они вызывают у детей либо ответное озлобление, отрицание, агрессию, либо подавленность,  уныние  разочарованность. Ведь взрослый является  для ребёнка огромным авторитетом. И все, что тот произносит, воспринимается  как истина  в последней инстанции.

       Дети принимают на веру все наши высказывания, они думают: «Вероятно, я и вправду «мамино горе», «идиот», «тупица» и тому подобное. В итоге у ребёнка формируется заниженная самооценка, которая в свою очередь порождает новые проблемы.

            О наказании изоляцией.

Во многих школах и семьях используют так называемый «тайм - аут», когда ребёнка на короткий период исключают из  общих занятий, и никто из детей и взрослых в это   время не обращает на него внимания.  Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив ребёнку причину наказания. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно.

         Дети, которые участвуют в наказании своего товарища, не могут так или иначе не сопереживать ему. Кроме того, детям свойственно подражать поступкам взрослых, и вот уже они сами объявляют бойкот тому, кого чаще других называет воспитатель. Для некоторых из них «выключить из игры» становится самым распространённым способом проявления жестокости. Здесь нельзя не вспомнить известную повесть В. Железнякова «Чучело», в финале которой Железная Кнопка кричит: «Тогда я сама всем! Всем! Объявляю бойкот!»

            Кроме того, ненужно забывать об индивидуальных различиях детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства  (клаустрофобией), то  такое наказание превращается в самую жестокую пытку и может спровоцировать нервный приступ и другие тяжёлые  последствия.

       Наказание трудом -  Хочу такой сайт

Очень неоднозначный метод воздействия: «за то, что получил двойку, будешь всю неделю мыть посуду»; «раз ты подрался с сестрой, сядь и прочти 20 страниц» - как часто родители прибегают к подобным наказаниям, и какой вред они наносят детям! Подобные наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

           

О наказании лишением.

Ю.Б. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» советуют родителям в тех случаях, когда наказания не избежать, придерживаться одного очень важного правила: «наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Лучше всего это будет какая - то  ваша совместная деятельность. Прогулка в выходные, катание на велосипеде, вечерняя сказка и пр. Ю.Б. Гиппенрейтер  называет «золотым фондом радости». И если ваш ребёнок, не слушается или совершает какой – то проступок, то удовольствие на этот день отменяется.

Рекомендации родителям.

- Обращайте внимание на свои действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости.

- Старайтесь постоянно уделять внимание достоинствам ребёнка. Хвалите его. Тем самым вы создаёте дополнительную мотивацию для того, чтобы школьник руководствовался девизом: «Буду делать хорошо и не буду плохо».

- Ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка (музыкальными занятиями, физическими упражнениями и т.д.)  - тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость.

- Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по – настоящему вас огорчивший.

- Прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, которых пытаетесь добиться. А ведёт ли к этой цели путь, выбранный вами.

- Не придирайтесь. Если вы часто чувствуете раздражительность, попробуйте разобраться, с чем она больше связана. Иногда причины лежат не в поведении ребёнка, а в вашем здоровье.

Не ждите от себя безупречности. Ошибаться нормально. И родителям тоже. Поэтому не будьте к себе строги и не наказывайте себя вместо ребёнка.

-Если столкнётесь с неожиданными сложностями, с которыми справиться никак не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Можно записаться на приём к психологу или обсудить проблемы с толковым педагогом.

 Подготовила : Н.А. Кузнецова

 

Литература

 

1. Кравцова М.М.  Шевнина О.В. Курс выживания для школьного психолога – М.: Гнезис, 2006г.- 192с.

2.https://studbooks.net/1940275/pedagogika/osobennosti_primeneniya_metodov_nakazaniya_vospitanii_mladshih_shkolnikov

Просмотров всего: , сегодня:

Поощрение и наказание.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 28.11.2023

Дата обновления: 28.11.2023

Дата публикации: 28.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».