04.09.2023
Проблема употребления психоактивных веществ (далее — ПАВ) подростками в российском обществе является достаточно актуальной. Можно констатировать тот факт, что все попытки трансляции пропаганды ЗОЖ, ужесточение «карательных мер» государством, связан- ных с продажей алкоголя, табака, запретом на рекламу спиртосодержащих напитков в СМИ и распространению аддиктивных форм поведения (алкоголизма, наркомании, проституции, преступности и т.п.). Установлено, что несмотря на понимание опасности употребления ПАВ подростками: 16,2% подростков продолжали курить, 29, 4% — употреблять алкогольные напитки, 30,6% —
допускали возможность употребления ПАВ [6; 8; 9].
Зарубежные и отечественные исследователи рассма- тривают следующие причины употребления ПАВ стар- шими подростками: желание быть принятым в группу (комфортность), реже — протестное поведение или гедонизм, еще реже — пассивная подчиняемость или неосознанное любопытство [3, 14, 15].
По мнению, В. С. Битенского, A. Е. Личко, наиболее частой мотивировкой наркотизации подростков яв-
Как цитировать статью: Казин Э. М., Шерер Т. И., Педагогическая профилактика употребления психоактив- ных веществ старшими подростками // Отечественная и за- рубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.138–143.
ляется любопытство и свободная доступность, хотя на самом деле мотивом оказывается эйфория [7; 8].
В контексте нашего исследования мы считаем важнейшим ориентиром в предупреждении употребления ПАВ старшими подростками является про- филактика в образовательной среде.
В психологическом словаре слово «профилактика» (prohylaktika — предохра- нительный) рассматривается как совокупность мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболеваний и укрепление здоровья и физического развития населения [4].
Международный термин «профилактика» переводится как предупреждение.
Его синоним — превенция (prevention — лат.).
С точки зрения отечественных ученых и практиков профилактика упо- требления ПАВ среди детей и молодежи рассматривается как как целый комплекс социальных, образовательных и медико-психологических меропри- ятий, направленных на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий употребления ПАВ [9]
В международной практике рассматриваются основные модели профилактики:
медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-соци- альные последствия и предусматривает основном информирование учащихся о негативных последствиях приема психоактивных средств на физическое и психическое здоровье;
образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;
психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков противостояния групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков [10,13].
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выделена клас- сификация форм профилактики: первичная, вторичная и третичная.
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребле- ния ПАВ среди детей и подростков основана на том, что в центре ее находится личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательная организация и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение [4].
В наших исследованиях мы рассматриваем первичную профилактику упо- требления старшими подростками ПАВ как «педагогическая профилактика» в образовательной среде основана:
изменение ценностного отношения детей и молодежи к здоровому образу жизни, воспитание личной ответственности за свое поведение, формирование позитивных, стрессоустойчивых форм поведения и как результат — снижение употребления ПАВ;
— сдерживание приобщения детей и молодежи к употреблению ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой педагогами и специ- алистами образовательных организаций.
Анализ теоретических и практических материалов наших исследований позволили сформулировать понятие «педагогическая профилактика употре- бления подростками психоактивных веществ» как «интеграцию комплекса психолого-педагогических и здоровьесберегающих методов и средств, на- правленных на формирование негативного отношения к употреблению стар- шими подростками психоактивных веществ за счет развития когнитивной, эмоционально-волевой и деятельностной сфер, повышения уровня стрессо- устойчивости личности, адаптивных возможностей организма и реализации готовности индивида к здоровому образу жизни»
Цель педагогической профилактики в образовательной среде –сформи- ровать у старших подростков негативное отношение к употреблению ПАВ.
Задачи педагогической профилактики употребления ПАВ среди старших подростков:
формирование и укрепление личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от употребления ПАВ;
развитие ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и под- ростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также обеспечивающих поддержку ребенка, начавшего употреблять ПАВ, сдержи- вающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-меди
внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий с целью формирования ценностей здорового образа жизни, мотивов отказа от пробы и употребления ПАВ, а также техно- логий раннего выявления случаев употребления подростками ПАВ;
формирование социально-поддерживающей инфраструктуры, вклю- чающей семью и микросоциальное окружение подростка «группы риска».
Технологии, используемые в практической деятельности в образовательных организациях: социальные, психологические, педагогические.
Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся образовательных организаций, а также на формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям, нормам субкультур, пропагандирующих использование ПАВ.
Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:
информационно-просветительское (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама ЗОЖ в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики, профилирующие интернет-ресурсы);
социально-поддерживающее (деятельность социальных служб, обе- спечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ, детям и подросткам, испытыва- ющим трудности социальной адаптации);
организационно-досуговое (деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).
Психологические технологии направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Через реализацию коррекционно-развивающих программ, формируются личностные качества подростка, препятствующих формированию зависимости от употребления ПАВ, формирование психологических и социальных навы- ков, необходимых для здорового образа жизни; благоприятного доверитель- ного климата в коллективе и условий успешной психологической адаптации. Психологические технологии реализуются в групповой работе и при инди- видуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), педагогов и других участников образовательного процесса.
Педагогические технологии направлены на формирование у адресных групп представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к упо- треблению ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Используются универсальные педаго- гические технологии (беседы, лекции, моделирование ситуаций, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное си- стемное воздействие на адресные группы [9; 11, 12].
Экспериментальные исследования показали, что более эффективные тех- нологии, используемые в профилактической деятельности употребления ПАВ среди старших подростков являются разнообразные превентивные техноло- гии к которым относятся: интеграция профилактического содержания через образовательные программы; воспитательные формы работы (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с подростками, обучающие семинары для педагогов, лектории для родителей, законных пред- ставителей). технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся образовательных учреждений, а также на формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям, нормам субкультур, пропагандирующих использование ПАВ [9; 12].
Как видим, в условиях общеобразовательных организаций, необходимо осуществлять на комплексной основе педагогическую профилактику с актив- ным участием психологов, воспитателей, социальных работников, работников медицинских и правоохранительных органов, служб психолого-педагогических.
С учетом выше сказанного, следует отметить, что спецификой педагогиче- ской профилактики ПАВ среди несовершеннолетних является комплексная система организации процесса обучения и воспитания, обеспечивающая снижение риска употребления ПАВ за счет расширения социальных компе- тенций, формирования личностных свойств и качеств, повышения уровня стрессоустойчивости личности, адаптивных возможностей организма и ре- ализации готовности индивида к здоровому образу жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.12.2023
Дата обновления: 06.12.2023
Дата публикации: 04.09.2023