Адаптация первоклассников

17.12.2024


Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни обучающихся как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Что же такое адаптация - это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

         Приспособление (адаптация) обучающихся к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации обучающихся к школе.

Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: обучающийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

          Ослабленные обучающиеся (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации. Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают, Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части обучающихся может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике половина обучающихся в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей обучающихся, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья обучающихся и уровня его физиологического развития.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителю и его требованиям)

         Физиологическая адаптация.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм обучающихся проходит через несколько этапов:

Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
           Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

Социально-психологическая адаптация.Хочу такой сайт

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.

Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
         Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Адаптация обучающихся  к школе рассматривается как результат психологической готовности, это сложный и энергозатратный процесс. Обучающиеся очень нуждаются в поддержке родителей в этот момент. Взрослые должны учитывать особенности адаптации ребенка к школе и помнить, что от того, как пройдет привыкание к учебе, зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы учёбы.

Подготовила Кузнецова Н.А.

Литература

1.Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования /Г.Ф. Кумарина (и др); под редакцией Г.Ф. Кумариной – 2 – е изд. перераб.и доп. – М: издательство Юрайт 2017. – 285с.

2.https://www.defectologiya.pro/zhurnal/adaptacziya_rebenka_k_shkole_sovetyi_roditelyam/

 

Просмотров всего: , сегодня:

Советы родителям первокласников.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 17.12.2024

Дата обновления: 17.12.2024

Дата публикации: 17.12.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».