17.12.2024
Начало обучения в школе
– один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни обучающихся как в
социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся
жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые
требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Что же такое адаптация -
это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Приспособление (адаптация) обучающихся к школе происходит не сразу. Это
длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем.
Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм, определяют
необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации
обучающихся к школе.
Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому
образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является
для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный
дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях
учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в
коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней
напряженности, настороженности, тревожностью. Такое психологическое напряжение,
будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации:
обучающийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным,
отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Ослабленные обучающиеся (а их, к сожалению, из года в год
становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливыми, отвлекаются на
уроках, капризничают, Другие становятся очень скованными, робкими, стараются
держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей
неудаче, замечании плачут. У части обучающихся может нарушиться сон, аппетит,
иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания.
Независимо от того,
каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе,
идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и
насколько этот процесс будет эффективен. По статистике половина обучающихся в
классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше
времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных
особенностей обучающихся, был ли он психологически готов к школьному обучению,
так же это зависит от состояния здоровья обучающихся и уровня его
физиологического развития.
Адаптация к школе -
многоплановый процесс. Его составляющими являются
физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителю и
его требованиям)
Физиологическая адаптация.
Привыкая к новым
условиям и требованиям, организм обучающихся проходит через несколько этапов:
Первые 2-3 недели
обучения получили название "физиологической бури". В этот период на
все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением
практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов
своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники
болеют.
Следующий этап адаптации -
неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к
оптимальным варианты реакций на новые условия.
Социально-психологическая
адаптация.
Независимо от того,
когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития -
кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный
статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик".
Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
Изменение внешней позиции влечет
за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка
ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что
имеет отношение к учебе, становится более ценным.
Адаптация обучающихся к
школе рассматривается как результат психологической готовности, это сложный и
энергозатратный процесс. Обучающиеся очень нуждаются в поддержке родителей в
этот момент. Взрослые должны учитывать особенности адаптации ребенка к школе и
помнить, что от того, как пройдет привыкание к учебе, зависит работоспособность
и успеваемость в последующие годы
учёбы.
Подготовила Кузнецова
Н.А.
Литература
1.Коррекционная педагогика в начальном
образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования /Г.Ф.
Кумарина (и др); под редакцией Г.Ф. Кумариной – 2 – е изд. перераб.и доп. – М:
издательство Юрайт 2017. – 285с.
2.https://www.defectologiya.pro/zhurnal/adaptacziya_rebenka_k_shkole_sovetyi_roditelyam/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.12.2024
Дата обновления: 17.12.2024
Дата публикации: 17.12.2024