Интересные факты о российских ПДД.
31.01.2025
1. Имперское движение

Первые российские правила движения вышли
из-под пера Ивана III, который упорядочил работу почтовых трактов, где меняли
лошадей. Составленный свод указаний помог ускорить работу служащих и
преодолевать огромные состояния в большем комфорте.
Эстафету принял Петр I, который запретил
быструю езду по столице, передвижение без возниц, битье хлыстом…прохожих! А
заодно уж и установил четкую методику маневрирования с правой стороны. В 1718
году, свет увидело первое полицейское управление – аналог современного ГИБДД,
отвечающего именно за дорожную безопасность.
Если Петр I лишь ввел запреты, то Анна
Иоановна посчитала нужным наказывать возниц за их нарушение. Например, за
«превышение скорости» штрафовали рублем, секли розгами, а многократных
нарушителей ссылали на каторгу.
Со временем правила ширились и
дополнялись, пешеходы также получили собственные права и обязанности. А к 1883
году была подготовлена первая настоящая Инструкция, обладать которой обязаны
были все городовые для регулирования движения.
2.
Регулировщики и светофоры

Когда интенсивность движения возросла,
возникла необходимость в особой профессии – регулировщике дорожного движения. И
в 1908 году вышедший на петербуржскую дорогу полицейский с элегантным белым
жезлом в руке приступил к своим обязанностям. Основных сигналов было мало, и
выглядели они предельно простыми. Например, поднятый вверх жезл останавливал
движение трамвайных вагоновожатых, автомобилистов и велосипедистов. К 1921-1922
годам жезлы приобрели насыщенный красный цвет, управляться с которым
полицейские обязаны были согласно Инструкции.
В тот же период столица обзавелась и
светофорами, которые оснащались поворачивающимися крыльями и управлялись
вручную. К 1930-м годам их сменили непрактичные модели со своеобразными
циферблатами, имеющими красные и зеленые сектора. Значения таких светофоров
были не понятны и трудно различимы, поэтому конструкцию быстро вывели из
эксплуатации, заменив дошедшими до наших дней вариантами.
3.
Дорожные знаки

Светлейший император Петр I решил не
мудрствовать лукаво и перенять римскую практику — по всем городам и весям вдоль
проезжих частей установили верстовые столбы, которые аккуратно покрасили и
сделали надписи о направлении движения.
Первыми общепринятыми дорожными знаками
стали знаки, разработанные в 1909 году Парижской международной Конвенцией. По
сравнению с многообразием сегодняшних обозначений в начале XX века их было
всего четыре, сообщающих о неровной дороге, опасном повороте, пересечении
равнозначных дорог и переезде со шлагбаумом.
Устанавливались они за 250 м до опасного
участка, хотя наши соотечественники долгое время не обращали на них никакого
внимания.
Только к 1926 году, когда возникла
потребность еще в двух знаках, обозначающих обязательную остановку и
неохраняемый железнодорожный переезд, были разработаны специальные ТУ на знаки.
Кстати, обозначение пешеходного перехода в виде идущего человечка было
придумано именно в СССР.
В 1931 году теперь уже Женевская
конференция согласовала единую европейскую систему, знаки которой были основаны
на символах. Все 26 знаков были разбиты по трем основным направления:
предупреждающим, предписывающим и указывающим.
4. Скорость
движения

Декретом от 1920 года о движении по
Москве и ее окрестностям вождь пролетариата ввел ограничения по скоростному
режиму. Согласно ему, легковой транспорт мог передвигаться со скоростью 25
верст в час (26,67 км/ч), грузовой – 15 верст в час (16 км/ч), а в ночное время
все автомобили не должны превышать режим в 10 верст в час (10,67 км/ч).
В 1980 году с появлением большего
количества транспорта, увеличением скоростей и ритма жизни режим передвижения
изменили на 60 км/ч по городу для всех видов транспорта. Вне населенных пунктов
грузовикам допускался разгон до 70 км/ч, а легковушкам – до 90 км/ч.
За почти 40 лет эти правила практически
не претерпели изменений: по городам скорость осталась прежней, а вот за их
пределами немного изменилась. Транспорту, чья масса не превышает 3,5 т
допустимо двигаться со скоростью в 110 км/ч, с большей массой – 90 км/ч.
5.
Перевозка людей

Статья № 22 современных ПДД начала
приобретать свои очертания в те же стародавние времена. Когда большие города
заполонили частные извозчики – прототип нынешних таксистов, их деятельность
решили упорядочить.
Так, для занятия извозом необходимо было
сначала получить соответствующую лицензию. Для этого заявитель должен был иметь
опрятный внешний вид свой и своего транспортного средства – лошади, знать и
соблюдать правила движения, не мешать другим повозкам, останавливаясь
посередине дороги, а также не брать в руки вожжи в нетрезвом виде.
6.
Первые правила

Первый свод русских ПДД сейчас можно
читать как сборник анекдотов. Так, перед едущим автомобилем должен был бежать
мальчик. Он выступал своеобразным глашатаем, предупреждающим о приближении
страшного экипажа, чтобы приличные граждане и гражданки не пугались этого
шумного чудовища.
Если в непосредственной близости от
движущегося автомобиля находилась лошадь, водитель обязан был снизить скорость
или вовсе остановиться, чтобы не вызвать панику животного.
То же относилось и к машинистам поездов,
которым не позволялось выпускать свистящий пар в присутствии лошадей. Надо
признать, что эти благородные животные в те времена имели больше прав, чем
пешеходы.
7.
Терминология

Полюбивший русскими автовладельцами
термин «шофер» имеет французские корни. Первый самодвижущийся транспорт Франции
был сконструирован с целью перевозки пушек и прочих орудий. Этот агрегат, более
похожий на трехколесную телегу, двигался за счет работы парового котла. Чтобы
не прекращать движения, его постоянно нужно было держать в разгоряченном
состоянии. Для этого во время остановки транспорта под ним разводили костер,
чтобы добиться нужного прогрева воды и получения пара. Водителей данного
изобретения называли кочегаром, что по-французски звучит, как «шофер».
Вышеописанная сирена была самым первым
специальным сигналом, появившимся задолго до проблесковых маяков, рамок вокруг
номеров и прочей атрибутики. Технический термин взят из романтических
древнегреческих эпосов про сладкоголосых сирен, губивших моряков.
Движение в России могло бы стать
левосторонним, если бы русские воины не отстояли страну перед натиском
Наполеона. Привычное правостороннее перемещение сложилось на нашей родине
как-то само собой, потому что так было удобно. А во многих европейских странах
путники передвигались тщательно вооруженными, а так как правая рука должна была
мгновенно выхватить меч, разумнее было идти по левой стороне дороги. Поэтому в
каждой захваченной стране победоносный император сразу менял правила дорожного
движения. И только русских людей не удалось сломить ни французам, ни
дальневосточным японским иномаркам.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.06.2025
Дата обновления: 30.06.2025
Дата публикации: 31.01.2025