Интересные факты о российских ПДД.

31.01.2025

1.       Имперское движение

 пдд1.jpg

Первые российские правила движения вышли из-под пера Ивана III, который упорядочил работу почтовых трактов, где меняли лошадей. Составленный свод указаний помог ускорить работу служащих и преодолевать огромные состояния в большем комфорте.

Эстафету принял Петр I, который запретил быструю езду по столице, передвижение без возниц, битье хлыстом…прохожих! А заодно уж и установил четкую методику маневрирования с правой стороны. В 1718 году, свет увидело первое полицейское управление – аналог современного ГИБДД, отвечающего именно за дорожную безопасность.

Если Петр I лишь ввел запреты, то Анна Иоановна посчитала нужным наказывать возниц за их нарушение. Например, за «превышение скорости» штрафовали рублем, секли розгами, а многократных нарушителей ссылали на каторгу.

Со временем правила ширились и дополнялись, пешеходы также получили собственные права и обязанности. А к 1883 году была подготовлена первая настоящая Инструкция, обладать которой обязаны были все городовые для регулирования движения.

 

2.       Регулировщики и светофоры

 пдд2.png

Когда интенсивность движения возросла, возникла необходимость в особой профессии – регулировщике дорожного движения. И в 1908 году вышедший на петербуржскую дорогу полицейский с элегантным белым жезлом в руке приступил к своим обязанностям. Основных сигналов было мало, и выглядели они предельно простыми. Например, поднятый вверх жезл останавливал движение трамвайных вагоновожатых, автомобилистов и велосипедистов. К 1921-1922 годам жезлы приобрели насыщенный красный цвет, управляться с которым полицейские обязаны были согласно Инструкции.

В тот же период столица обзавелась и светофорами, которые оснащались поворачивающимися крыльями и управлялись вручную. К 1930-м годам их сменили непрактичные модели со своеобразными циферблатами, имеющими красные и зеленые сектора. Значения таких светофоров были не понятны и трудно различимы, поэтому конструкцию быстро вывели из эксплуатации, заменив дошедшими до наших дней вариантами.

3.       Дорожные знаки

 пдд3.png

Светлейший император Петр I решил не мудрствовать лукаво и перенять римскую практику — по всем городам и весям вдоль проезжих частей установили верстовые столбы, которые аккуратно покрасили и сделали надписи о направлении движения.

Первыми общепринятыми дорожными знаками стали знаки, разработанные в 1909 году Парижской международной Конвенцией. По сравнению с многообразием сегодняшних обозначений в начале XX века их было всего четыре, сообщающих о неровной дороге, опасном повороте, пересечении равнозначных дорог и переезде со шлагбаумом.

Устанавливались они за 250 м до опасного участка, хотя наши соотечественники долгое время не обращали на них никакого внимания.

Только к 1926 году, когда возникла потребность еще в двух знаках, обозначающих обязательную остановку и неохраняемый железнодорожный переезд, были разработаны специальные ТУ на знаки. Кстати, обозначение пешеходного перехода в виде идущего человечка было придумано именно в СССР.

В 1931 году теперь уже Женевская конференция согласовала единую европейскую систему, знаки которой были основаны на символах. Все 26 знаков были разбиты по трем основным направления: предупреждающим, предписывающим и указывающим.

 

4.       Скорость движения

 пдд4.png

Декретом от 1920 года о движении по Москве и ее окрестностям вождь пролетариата ввел ограничения по скоростному режиму. Согласно ему, легковой транспорт мог передвигаться со скоростью 25 верст в час (26,67 км/ч), грузовой – 15 верст в час (16 км/ч), а в ночное время все автомобили не должны превышать режим в 10 верст в час (10,67 км/ч).

В 1980 году с появлением большего количества транспорта, увеличением скоростей и ритма жизни режим передвижения изменили на 60 км/ч по городу для всех видов транспорта. Вне населенных пунктов грузовикам допускался разгон до 70 км/ч, а легковушкам – до 90 км/ч.Хочу такой сайт

За почти 40 лет эти правила практически не претерпели изменений: по городам скорость осталась прежней, а вот за их пределами немного изменилась. Транспорту, чья масса не превышает 3,5 т допустимо двигаться со скоростью в 110 км/ч, с большей массой – 90 км/ч.

      

5.       Перевозка людей

 пдд5.png

Статья № 22 современных ПДД начала приобретать свои очертания в те же стародавние времена. Когда большие города заполонили частные извозчики – прототип нынешних таксистов, их деятельность решили упорядочить.

Так, для занятия извозом необходимо было сначала получить соответствующую лицензию. Для этого заявитель должен был иметь опрятный внешний вид свой и своего транспортного средства – лошади, знать и соблюдать правила движения, не мешать другим повозкам, останавливаясь посередине дороги, а также не брать в руки вожжи в нетрезвом виде.

         

6.       Первые правила

 пдд6.png

Первый свод русских ПДД сейчас можно читать как сборник анекдотов. Так, перед едущим автомобилем должен был бежать мальчик. Он выступал своеобразным глашатаем, предупреждающим о приближении страшного экипажа, чтобы приличные граждане и гражданки не пугались этого шумного чудовища.

Если в непосредственной близости от движущегося автомобиля находилась лошадь, водитель обязан был снизить скорость или вовсе остановиться, чтобы не вызвать панику животного.

 

То же относилось и к машинистам поездов, которым не позволялось выпускать свистящий пар в присутствии лошадей. Надо признать, что эти благородные животные в те времена имели больше прав, чем пешеходы.

     

7.       Терминология

 пдд7.png

Полюбивший русскими автовладельцами термин «шофер» имеет французские корни. Первый самодвижущийся транспорт Франции был сконструирован с целью перевозки пушек и прочих орудий. Этот агрегат, более похожий на трехколесную телегу, двигался за счет работы парового котла. Чтобы не прекращать движения, его постоянно нужно было держать в разгоряченном состоянии. Для этого во время остановки транспорта под ним разводили костер, чтобы добиться нужного прогрева воды и получения пара. Водителей данного изобретения называли кочегаром, что по-французски звучит, как «шофер».

Вышеописанная сирена была самым первым специальным сигналом, появившимся задолго до проблесковых маяков, рамок вокруг номеров и прочей атрибутики. Технический термин взят из романтических древнегреческих эпосов про сладкоголосых сирен, губивших моряков.

Движение в России могло бы стать левосторонним, если бы русские воины не отстояли страну перед натиском Наполеона. Привычное правостороннее перемещение сложилось на нашей родине как-то само собой, потому что так было удобно. А во многих европейских странах путники передвигались тщательно вооруженными, а так как правая рука должна была мгновенно выхватить меч, разумнее было идти по левой стороне дороги. Поэтому в каждой захваченной стране победоносный император сразу менял правила дорожного движения. И только русских людей не удалось сломить ни французам, ни дальневосточным японским иномаркам.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.06.2025

Дата обновления: 30.06.2025

Дата публикации: 31.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».