Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«Доступная среда» –
безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным
ресурсам и совместный процесс их обучения в школах.
Она направлена на развитие
инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой
дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые
образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и
отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
Ни для кого не секрет, что
процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно,
в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником.
В этом случае обучение более эффективно.
Доступность ГБОУ
СО «Красноуфимская школа » для инвалидов
№ п/п |
Категория инвалидов (вид нарушения) |
Вариант организации доступности объекта (формы
обслуживания) |
1 |
Все
категории инвалидов и МГН |
ДУ |
|
в том числе
инвалиды: |
|
2 |
передвигающиеся на креслах- колясках |
Б |
3 |
с нарушениями опорно- двигательного аппарата |
А |
4 |
с нарушениями зрения |
ДУ |
5 |
с нарушениями слуха |
А |
6 |
с умственными нарушениями |
А |
* - с учетом CII 35-101-2001,
СП 31-102-99 ** - указывается один из
вариантов ответа: «А» (- универсальная); «Б» (специально выделенные для
инвалидов участки и помещения); «ДУ» (д; «Нет» (не организована доступность). |
Специально оборудованные учебные кабинеты
Классные кабинеты
В учебных классах ребенку-инвалиду организованно дополнительное
пространство для свободного перемещения. Зоны ученического места для ребенка на
коляске - 1,5 х 1,5 м.
Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты
предусмотрено дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если
ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода
между рядами столов в классе 90 см.
Вход во все учебные кабинеты без порога, ширина дверного проема- 90 см.
Детское инвалидное кресло – 2 шт.
Специальные парты для инвалидов с нарушением ОДА – 2 шт.
Доступность учебных кабинетов
№ п/п |
Категория инвалидов
(вид нарушения) |
Вариант организации
доступности объекта (формы обслуживания) |
1 |
Все
категории инвалидов и МГН |
ДУ |
в
том числе инвалиды: |
||
2 |
передвигающиеся
на креслах- колясках |
ДУ |
3 |
с
нарушениями опорно- двигательного аппарата |
ДП |
4 |
с
нарушениями зрения |
ДУ |
с
нарушениями слуха |
ДП |
|
6 |
с умственными нарушениями |
ДП |
* Указывается:
ДП - доступно полностью (доступность для всех категорий инвалидов
и других маломобильных групп населения); ДЧ - доступно
частично (достигаемость мест целевого назначения для отдельных категорий
инвалидов); ДУ - доступно условно (организация
помощи сотрудниками учреждения (организации) или иной альтернативной формы
обслуживания (на дому, дистанционно и др.);
Нет недоступно (не предназначен для посещения инвалидами и
другими маломобильными группами населения).
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для
проведения практических занятий в образовательном учреждении имеются специально
оборудованные кабинеты и помещения. Данные кабинеты и помещения оснащены всем
необходимым оборудованием.
Коррекционная работа с обучающимися проводится
в специализированных кабинетах учителя логопеда, педагога психолога, которые
разделены на зоны: учебная зона (для проведения подгрупповых занятий), зона для
проведения индивидуальных логопедических занятий, релаксационная зона.
Трудовое обучение осуществлялось в 3
мастерских. Данные мастерские разделены на три зоны: учебная, ручной работы и
зона машинной работы.
Кабинет музыки и ритмики оснащен видео - аудио
аппаратурой, фортепиано, детскими музыкальными инструментами.
Кабинет социально-бытовой ориентировки
разделён на четыре зоны: учебная,
спальня, гостиная и столовая.
Кабинет
подготовки младшего обслуживающего персонала разделён на две зоны: учебная и
зона выполнения практических работ.
На
территории образовательного учреждения созданы условия для наблюдения и ухода
за растениями, разработан мини - огород, высажены клумбы с цветы, кустарники и
деревья уральских пород.
В
образовательном учреждении имеется
сенсорная комната, которая разделена на учебную, релаксационную, игровую
зоны. Функционально используется в работе с обучающимися сухой бассейн, сухой
душ, песочница и другое реабилитационное оборудование.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека
разделена на три зоны: абонемент, отдел хранения учебной, художественной и
методической литературы, компьютерная зона.
Книги,
находящиеся в открытом доступе, расположены в пределах зоны досягаемости
(вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м , ширина прохода у
стеллажей -1,1 м.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
спортивном зале (приспособленное помещение) имеются различные тренажеры;
спортивное и гимнастическое оборудование, проводятся уроки физической культуры,
занятия по ЛФК, внеклассные спортивные мероприятия.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в школу оборудован расширенным дверным
проемом, установлена облегченная дверь. Установлено
твёрдое покрытие, не допускающее скольжение. У
входной двери в школу расположена дублирующая табличка с использованием
шрифта Брайля, кнопка вызова персонала.
Внутреннее
пространство школы:
Коридоры школы оснащены
поручнями. Ширина дверных проемов 80 - 90 см.
Конструктивные
особенности здания школы не предусматривают наличие подъемников (имеет
закругленные лестничные марши, для подъемников необходимы лестницы под прямым
углом).
Специальные условия питания
В школе имеется
своя столовая на 120 посадочных мест с необходимым
технологическим оборудованием. Обеспечение питания обучающихся
осуществляется за счёт бюджетных средств субъекта Российской
Федерации. Пищеблок имеет необходимый набор помещений, которые соответствуют
требованиям: мясо-рыбный цех, овощной цех, горячий цех, молочный цех,
кладовую, комната для персонала, кладовая уборочного инвентаря, санузел.
Столовая оснащена технологическим оборудованием: конвектоматом, протирочной и
шинковочной машинами, мармитом и т.д.
Обучающиеся
обеспечиваются двухразовым горячим питанием по нормам и в порядке, которое
определяется учредителем образовательного учреждения. В режиме работы школы две
перемены по 20 минут, во время которых обучающиеся завтракают. Обед: начальная
школа- 13.00, основная школа - 13.45.В режиме работы ГПД предусмотрен полдник в
15.35.
Разработано
10-ти дневное меню, Ежедневные рационы питания соответствуют примерному
меню. Запрещенные продукты и блюда в рационе не
используются. Питьевой режим соблюдается (используется
бутылированная вода). Строго соблюдаются и постоянно контролируются правила и
сроки хранения продуктов, исправность технологического и холодильного
оборудования. Требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре (маркировка,
использование и др.) обработке сырья и производству продукции постоянно
контролируются и соблюдаются. Блюда накрываются на
столы по классам, температура подачи блюд соблюдается. Питание детей
производится строго в присутствии учителя или воспитателя и под контролем
медицинского работника школы. Учитывается пищевой аллергический статус
ребенка, наличие хронических заболеваний ЖКТ. В рационе питания детей постоянно
используются продукты повышенной пищевой и биологической ценности: йодированная
соль, витаминизированное молоко, хлеб, кондитерские изделия. Качество
приготовляемых блюд находится на хорошем уровне, в рацион питания
включаются продукты повышенной биологической и питательной ценности
(овощи, фрукты, соки), блюда с пониженным содержанием поваренной соли.
Режим питания детей является оптимальным, хорошо зарекомендовавшим себя в
течение длительного времени и наиболее подходящим к условиям школы. В связи с
этим снизилось количество детей с заболеваниями органов
пищеварения. В реализации вопросов по созданию условий, обеспечивающих
нормативное и качественное питание обучающихся приказом директора
образовательного учреждения создана комиссия для проверки работы
пищеблока и бракеражная комиссия по проверке качества приготовленных
блюд. Комиссиями были осуществлены тематические проверки пищеблока:
готовность пищеблока к новому учебному году; проверка качества сырой и
готовой продукции, поступающей на пищеблок, условий их хранения, соблюдения
сроков реализации; нормы раздачи готовой продукции; техническое
состояние пищеблока и оснащение инвентарем. По результатам проверок
составляются акты. Результаты контроля показали, что питание детей
качественное, организация питания проводится в соответствии с нормативными
документами и санитарными требованиями. Предписаний органов
Роспотребнадзора по организации работы столовой нет.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинский блок расположен на 1
этаже.
Медицинский
блок состоит из двух кабинетов:
·
кабинет
амбулаторного приема;
·
процедурный
кабинет.
Общая площадь медицинского блока 45 кв. м. Кабинет соответствует
требованиям, правилам по устройству эксплуатации, правилам техники
безопасности, санитарно-гигиеническим правилам. А так же соответствует
стандартам оснащения. Приказ МЗ РФ №92н от 07.03.18
Основные направления работы:
ü Организационно-методическая
деятельность по укреплению здоровья.
ü Организация
полноценного сбалансированного питания обучающихся.
ü Совершенствование
медицинского обслуживания детей и подростков.
ü Оздоровление
обучающихся школы средствами физкультуры, ритмики и ЛФК.
ü Санитарно-просветительная
работа среди педагогов, обучающихся школы и их родителей.
На протяжении учебного года ведется ежедневный
амбулаторный прием обучающихся, оказывается неотложная и текущая медицинская помощь.
При подозрении на острые
заболевания или обострение хронических, обучающиеся направляются к
участковому педиатру (травмпункт) для дальнейшего обследования и лечения.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Создан постоянный доступ
для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Есть доступ к информационным и телекоммуникационным системам
в следующих кабинетах:
Библиотека,
Приемная
Кабинет Заместителя по учебной
работе
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
·
Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
·
Федеральный
портал «Российское образование» http://www.edu.ru
·
Открытый урок. 1 сентября. http://festival.1september.ru
·
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/.
·
Российский
общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
·
Российский
портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
·
ПроШколу.ру http://www.proshkolu.ru
·
Учительский портал http://www.uchportal.ru
·
Фестиваль педагогических идей "Открытый
урок» https://urok.1sept.ru/
·
Портал «Мой университет»/ Факультет
коррекционной педагогики http://www.moi-sat.ru/
·
YouTube.ru https://www.youtube.com/watch?v=7HGuBxqmsVE&feature=youtu.be
·
Интерактивные уроки
http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/
·
Kid.
mama http://kid-mama.ru/igra-chislovye-domiki-sostav-chisel-do-20/
·
Учи. ру интерактивная образовательная
онлайн-платформа https://uchi.ru/
·
Издательство просвещение https://media.prosv.ru/
·
Zoom-
платформа для проведения онлайн- занятий.