Название учебного курса
|
Классы
|
Аннотация
|
Чтение
(литературное чтение)
|
1 - 9
|
Основная цель учебного курса «Чтение в 1 – 4 классах - научить детей читать доступный их пониманию текст
вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться
впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи программы:
1) научить школьников правильно и осмысленно
читать доступный их пониманию текст; 2) повысить уровень общего и речевого
развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в
устной форме; 3) формировать нравственные качества учащихся, читательскую
самостоятельность и культуру; 4) учить самостоятельно работать с книгой.
Наряду с
этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные задачи
программы в 5 – 9 классах:
1) формирование у учащихся чтения «про себя», последовательно увеличивая
объем читаемого текста и самостоятельность чтения; 2) развитие полноценного
восприятия доступных по содержанию художественных произведений; 3) развитие
умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту,
участвовать в чтении «по ролям» и драматизации, добиваясь естественного
общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица
различных героев произведения; 4) нравственно-эстетическое и гражданское
воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их
содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения
человека в обществе).
Программа по
чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению
многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является
одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим, придается большое
значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитие
умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту,
участвовать в чтении «по ролям» и драматизации, добиваясь естественного
общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица
различных героев произведения.
|
Русский язык
|
1 - 9
|
Цель изучения учебного курса «Русский язык» в 1- 4 классах расширение речевой базы
учащихся, восполнение пробелов речевого развития; подготовка к осознанному овладению грамматическим и
орфографическим материалом в старших классах.
Задачи: 1) обучение
правильному построению и употреблению в речи простых предложений; 2)
целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным
навыкам связной письменной речи; 3) формирование практически значимых
орфографических и пунктуационных навыков;
4) совершенствование
произносительной стороны речи; 5) формирование первоначальных языковых
обобщений и познавательного интереса к языку; 6) уточнение,
расширение и активизация словарного запаса.
Программа учебного курса «Письмо и развитие речи»
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Задачи учебного курса в 5 – 9 классах: 1) формирование
и закрепление у обучающихся достаточно прочных навыков грамматического
письма, умения последовательно излагать свои мысли в устной и письменной
речи; 2) формирование у воспитанников умения быть социально адаптированным в
плане общего развития и сформированности нравственных качеств; 3) овладение
обучающимися речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,
говорение, слушание); 4) формирование орфографических и
пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие,
воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; 5) обогащение словарного запаса обучающихся, формирование и
закрепление у них умения пользоваться словарями разных типов.
|
Математика
|
1 - 9
|
Цель преподавания
учебного курса «Математика» – создание
комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии,
психолого-педагогическую и социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию
в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи учебного курса математики в коррекционной школе
состоят в том, чтобы:
·
дать учащимся такие доступные количественные,
пространственные и временные геометрические представления, которые
помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
·
использовать процесс обучения математике для
повышения уровня общего развития учащихся коррекционных школ и коррекции
недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
·
воспитывать у учащихся целенаправленность,
терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и
глазомер, умение планировать работу
и доводить начатое дело до завершения.
|
Природоведение
|
5-6
|
Целью изучения учебного курса «Природоведение»
является обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученных при
ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности; а
также подготовка к дальнейшему усвоению воспитанниками элементарных естествоведческих,
биологических, географических и исторических знаний.
Основными задачами преподавания природоведения является: 1) формирование
элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о
сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека;
2) развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость
природных явлений; 3) воспитание понимания бережного отношения к природе,
эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и стремления
охранять природу.
|
Биология
|
7 - 9
|
Цель учебного курса «Биология» – создание
комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии,
психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и
интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья,
формировать у учащихся с умственной отсталостью систему знаний о живой
природе и об окружающем мире.
Основные
образовательные задачи курса биологии в коррекционной школе: 1) освоение знаний о
живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и
средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе;
роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания
живой природы; 2) овладение воспитанниками общетрудовыми умениями и трудовыми
операциями; 3) формирование у обучающихся представлений о предметах и их
свойствах, явлениях окружающего мира; 4) формирование у обучающихся приёмов
поисковой деятельности, умения находить и использовать познавательную
информацию; работать с компьютером, литературой; 5) формирование у
обучающихся с нарушениями интеллектуального развития готовности и способности
к сохранению собственного здоровья, организации собственного досуга.
|
География
|
6 - 9
|
Основные задачи современного школьного курса
географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о
природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран,
показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с
культурой и бытом разных народов, помочь обучающимся усвоить правила
поведения в природе.
|
Мир истории
История Отечества
|
6
7 - 9
|
История рассматривается как учебный предмет, в
который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и
умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением
интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника.
Исторический материал представлен отечественной историей, историей
региональной и краеведческой.
|
Этика
|
7 - 9
|
Изучение курса «Этика» направлено на
решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на
оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с
опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе
обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают
свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию.
Цель: способствовать формированию у юношей и
девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения
правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.
В задачи курса входит формирование у
обучающихся представлений о
нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о
товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных; о различных социальных ролях людей в
семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и
здоровье своего ребенка, о
своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и
основных проблемах воспитания ребенка;
об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи; об основах семейного
законодательства; о нравственных
правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи.
|
Изобразительное
искусство
|
1 - 5
|
В процессе изучения учебного курса
«Изобразительное искусство» решается ряд коррекционных и образовательных
задач: коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся
путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами. Программой
предусмотрены 4 вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование,
рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
|
Музыка
|
1 - 5
|
Программа учебного курса «Музыка» определяет
основной задачей формирование у обучающихся навыков хорового пения.
Воспитанники заучивают детские песни, прослушивают классическую и народную
музыку. Программа включает 3 раздела: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы
музыкальной грамоты».
|
Физкультура
|
1- 9
|
Программа учебного курса «Физкультура»
ориентирует учителя на последовательное решение основных задач физического воспитания: 1) укрепление здоровья,
физического развития и повышение
работоспособности учащихся; 2) развитие и совершенствование
двигательных умений и навыков; 3) приобретение знаний в области гигиены,
теоретических сведений по физкультуре; 4) развитие чувства темпа и ритма,
координации движений; 5) формирование навыков правильной осанки в статических
положениях и в движении; 6) усвоение учащимися речевого материала,
используемого на уроках по физической
культуре.
Особенностью урочных занятий является обучение
базовым двигательным действиям, включая и технику основных видов спорта
(лёгкой атлетики, гимнастики, спортивных игр, лыжной подготовки). В процессе
уроков учащиеся получают знания о двигательном режиме; самоконтроле и его
основных приёмах; как укреплять свои кости и мышцы; влияние физических
упражнений на основные системы организма (дыхание, кровообращение и т.д.), на
развитие нравственных качеств. Одна из задач уроков - обеспечение развития
кондиционных и координационных способностей (ориентировка в пространстве,
быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных
параметров движений).
|
Ручной труд
|
1 - 4
|
Программа
учебного курса «Ручной труд» в
начальных классах направлена на формирование у обучающихся базовых трудовых
умений и общетрудовых умений: умение работать с бумагой и клеем, ножницами,
пластилином, проволокой, конструктором.
|
Профильный труд
|
5 – 9
|
«Рабочий
подворья»: Школьный
курс по предмету рабочий подворья направлен на обеспечение возможности
успешной адаптации выпускников к самостоятельной жизни в условиях
современного общества и их трудоустройство на предприятиях по благоустройству
населённых пунктов, в систему частного предпринимательства, в качестве
подсобных рабочих, ведение работ на собственном подсобном хозяйстве.
Одной из основных
задач обучения является подготовка обучающихся к жизни, к овладению
доступными им профессиями, посильному участию в труде, поэтому большое место
в программе отводится привитию обучающимся практических умений и навыков.
Задачи
предмета:
Дать
общетрудовые знания, умения и навыки.
Расширить,
углубить, закрепить ЗУН по столярному, слесарному, сельскохозяйственному
труду, уборке территории в разное время года.
Сформировать
ответственность, аккуратность, привычку к трудовому усилию, положительное
отношение к труду, желание овладевать профессиональными навыками.
Произвести коррекция мышления, памяти, внимания,
моторики и эмоционально-волевой сферы.
«Подготовка младшего обслуживающего
персонала»:
Цель
курса
допрофессионального обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала» -
формирование умений и компетенций для практической работы по группе занятий
«неквалифицированные рабочие»; создание базы для социализации,
трудоустройства и социальной адаптации обучающихся с выраженными нарушениями
интеллекта.
Образовательной
целью предмета подготовки младшего
обслуживающего персонала является формирование социальных навыков, которые
помогут этим обучающимся обрести доступную им степень самостоятельности в
трудовой деятельности.
В
качестве задач, обеспечивающих
получение ожидаемого образовательного результата, рассматриваются следующие:
научить
выполнять определённые программой виды работ по алгоритму;
сформировать
навыки безопасного поведения при работе с устройствами, механизмами,
химическими средствами;
сформировать
элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность работать в
небольшом коллективе;
обеспечить
получение опыта деятельности;
передать
технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ;
скоррегировать
недостатки познавательной деятельности и личностных качеств с учетом
индивидуальных возможностей каждого обучающегося на различных этапах
обучения.
«Швейное дело»: Школьный курс по предмету
швейное дело направлен на решение следующих основных задач:
максимальное
общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей
каждого обучающегося на различных этапах обучения;
воспитание
у обучающихся целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности,
навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение,
устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие
отношения в современном обществе;
формирование
интереса к трудовой деятельности, интерес к
профессии, качеств личности: самостоятельность, работоспособность,
организованность, целеустремленность, отзывчивость;
формирование
знаний и расширение представлений об окружающем мире и сфере производства;
формирование
доступных обучающимся знаний и умений пошива изделий, их практического
применения в повседневной жизни, правил безопасного труда;
формирование
положительного опыта и установки на активное использование освоенных
технологий и навыков в дальнейшей жизни;
развитие
познавательной активность обучающихся,
технического и логического мышления, глазомера,
умения ориентироваться в задании, планировать работу;
развитие
у обучающихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое
сочетание деталей и предметов из текстиля, высказывать оценочные суждения об
изделиях, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к ним;
помочь личности активно включиться в социальную среду, в
общественный труд.
|
Мир природы и
человека
|
1 - 4
|
Цель
учебного курса - формирование элементарных
представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам,
расширение и обогащение представления о непосредственно окружающем мире,
получение некоторых представлений о мире.
Задачи: 1) обучение способности видеть, сравнивать, обобщать,
конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные
причинно-следственные связи и закономерности, которое способствует развитию
аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; 2)
обогащение словарного запаса учащихся;
3) повышение уровня
познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за
предметами и явлениями окружающей действительности; 4) формирование у
обучающихся умения участвовать в диалоге; 5) развитие у воспитанников
связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.).
|
Основы социальной
жизни
|
5 - 9
|
Целью учебного курса «Основы социальной жизни является формирование у каждого
ребенка необходимого запаса знаний,
навыков и умений, который позволит ему после окончания школы адаптироваться и
интегрироваться в социум. Основы социальной жизни направлены на практическую
подготовку умственно отсталых детей, на повышение уровня их общего развития.
Для достижения этой
цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию у
воспитанников: 1) знаний и умений бытового труда (личная гигиена,
организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими
предметами обихода); 2) умений пользоваться услугами различных
предприятий и учреждений торговли,
службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта; представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми
(знакомыми и незнакомыми); 3) эмоционально
положительного отношения к
окружающим, веры в свои силы и возможности.
|
Ритмика
|
1 - 6
|
Программа
коррекционного курса ориентирована на формирование у обучающихся
координационных и ритмических движений. Воспитанники разучивают танцы,
движения, ритмические рисунки.
|
Развитие психомоторики
и сенсорных процессов
|
1 – 6
|
Программа
«Психокоррекция» имеет своей целью: на основе создания оптимальных
условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств,
признаков дать ребенку правильное многогранное полифункциональное
представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его
психического развития и более эффективной социализации в обществе. Структура
программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных
процессов включает в себя следующие разделы: 1) развитие моторики,
графомоторных навыков; 2) тактильно-двигательное восприятие; 3)
кинестетическое и кинетическое развитие; 4) восприятие формы, величины,
цвета; конструирование предметов; 5) развитие зрительного восприятия; 6) восприятие
особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических
ощущений, вкусовых качеств; 7) развитие слухового восприятия; 8) восприятие
пространства; 9) восприятие времени.
|
ЛФК
|
1 – 4
|
Задачи курса ЛФК: активизация защитных сил
организма ребёнка; выработка устойчивой правильной осанки; укрепление и
развитие мышечной системы, нормализация работы опорно-двигательного аппарата.
|
Основы
безопасности жизнедеятельности
|
2 – 9
|
Основными задачами учебного курса «основы
безопасности жизнедеятельности» являются: 1) формирование у детей
способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы
среды обитания человека; 2) освоение навыков здорового образа жизни; 3) формирование
основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни, по оказанию
само- и взаимопомощи в случае опасности; 4) усвоение учащимися правил и
принципов безопасного поведения.
В процессе изучения данного курса учащиеся
знакомятся с организацией отечественной системы защиты населения от
последствий чрезвычайных ситуаций, получают необходимые знания об обороне
государства, приобретают практические навыки по гражданской обороне, оказанию
само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.
|
Основы финансовой
грамотности
|
2-9
|
Обучение по данной программе поможет
обучающимся не только определить сферу своих интересов и направление своей
будущей профессиональной деятельности, но и получить знания, которые
пригодятся во взрослой самостоятельной жизни.
Цель формирование начальных представлений об
окружающих экономических
условиях жизни и деятельности людей
Основные задачи:
формирование общей
функциональной финансовой грамотности, овладение методами и инструментами
финансовых расчетов для решения практических задач;
дать обучающимся целостное
представление о механизме и закономерностях функционирования финансовой
системы и полноценного участия в ней каждого гражданина;
формировать
у обучающихся представление об экономике как сфере деятельности человека,
связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
осознание взаимосвязи труда
человека с его
результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
развивать
основы потребительской культуры;
расширять активный
словарь обучающихся,
включая в него
экономические термины;
способствовать
освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей-«покупатель», «потребитель»-и функций, их характеризующих;
формировать
бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
показать
необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового
информационного общества и создания инновационной экономики.
|