Учебный курс
|
Классы
|
Аннотация
|
Речь и альтернативная коммуникация
|
1-9
|
Цель курса
- формирование
коммуникативно-речевых умений и (или) совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и
вербальными) в процессе взаимодействия
со взрослыми и сверстниками для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
Направления работы:
- развитие речи как средства
общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:
развитие понимания смысловых единиц, обозначающих объекты и явления
окружающего мира; формирование и развитие умения самостоятельно использовать
лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
- овладение доступными
средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными: работа по
повышению качества сформированности устной речи (при ее наличии), понимания
обращенной речи; понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других
графических знаков; развитие умения пользоваться средствами альтернативной
коммуникации (предметы, графические изображения, шумовые, голосовые и
речеподражательные реакции, движения, мимика, условные жесты, взгляд,
электронный средства (коммуникаторы, приложения)) для решения учебных и
коммуникативных задач.
- формирование и развитие умения пользоваться
доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной
речи для решения актуальных задач и выражения индивидуальных потребностей.
- повышение мотивации к
коммуникации: создание проблемных ситуаций, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
- глобальное чтение в доступных
ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: узнавание и различение
напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных
предметов и действий; использование карточек с напечатанными словами как
средства коммуникации.
- развитие предпосылок к
осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму: выполнение доступных
графических упражнений (рисование простых графических элементов по обводке,
по подражанию, образцу; раскрашивание и штриховка фигур, свободное рисование
под музыку и т. п.);
- узнавание, различение и письмо букв, слогов,
слов, предложений и текстов (по возможности).
|
Математические представления
|
1-9
|
Цель курса– формирование элементарных
математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Программа включает изучение следующих разделов:
«Количественные представления», «Представления о форме», "Представления о величине», «Пространственные
представления», «Временные представления».
Возможные результаты (основные задачи) реализации содержания:
-
элементарные математические представления о форме, величине, количественных
(дочисловых), пространственных, временных представлениях;
-
представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с
опорой на наглядность;
- владение
способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.
|
Окружающий природный мир
|
1-9
|
Целями учебного курса являются формирование целостной картины
мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного
познания эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения
с людьми и природой.
Возможные результаты:
1) Элементарные представления о течении времени.
2) Представления о смене времен года и соответствующих сезонных
изменениях в природе.
3) Умения адаптироваться к конкретным природным и
климатическим условиям.
4) Представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человек.
5)Представлениях о явлениях и объекта неживой природы.
|
Человек
|
1-8
|
Цель учебного курса –формирование представления о себе как "Я", осознание общности
и различий "Я" от других.
Программа представлена следующими разделами:
«Представление о себе», «Гигиена тела», « Одевание и раздевание»,«Приѐм пищи»,«Туалет», «Семья».
Возможные результаты:
-умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей;
-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям
и ограничениям здоровья.
- поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
- представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
|
Домоводство
|
5-9
|
Программа
по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами»,
«Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и
территории».
. Целями учебного курса повышение самостоятельности обучающихся
в выполнении хозяйственно- бытовой деятельности. Возможные результаты:
- умение обращаться с инвентарем и
электроприборами;
- освоение действий по приготовлению пищи,
осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами;
- овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности);
- развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности
(в соответствии с психическими и физическими
возможностями) в решении повседневных жизненных задач и коррекция недостатков
моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением доступных бытовых поручений.
Благодаря занятиям по домоводству
реализуется возможность посильного участия обучающихся в работе по дому,
воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми
нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками
снижает зависимость обучающихся от окружающих, укрепляет уверенность в своих
силах и способствует их социализации в обществе.
|
Окружающий
социальный мир
|
1-9
|
Освоение учебного курса «Окружающий социальный мир»
предполагает работу над освоением
каждым обучающимся в доступном ему спектре и объеме соответствующих
планируемых результатов и включает в себя следующие направления:
-
формировать и обогащать представления о мире, созданном руками человека; о
доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте; об
окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной
жизни, о профессиональных и социальных ролях людей, о деятельности и
профессиях людей, окружающих ребенка и т.д.; воспитывать интерес к объектам,
созданным человеком.
-
формировать и развивать умения: соблюдать правила поведения на уроках и во
внеурочной деятельности, соблюдать элементарные правила безопасности
поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
-
развивать межличностные и групповые отношения посредством формирования и
расширения представлений о дружбе, товарищах, сверстниках, формирования и
развития умений находить друзей, строить отношения, сопереживать,
сочувствовать, проявлять внимание, взаимодействовать в группе, организовывать
свое свободное время
-
способствовать накоплению положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни: представление о праздниках и участие в них, следование
семейным, школьным, государственным традициям, эстетическим эталонам.
-
формировать и расширять представления об обязанностях и правах ребенка, об
обязанностях обучающегося, гражданина и др.; о стране проживания и ее народе,
государственно символике, значимых исторических событиях и выдающихся людях
России.
|
Музыка
и движение
|
1-9
|
Целями
учебного курса являются развитие эмоциональной и личностной сфер как
средства социализации и самореализации
обучающегося.
Возможные результаты:
1) Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства.
2) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых
умений.
3) Освоение игры на доступных музыкальных инструментах.
4) Эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных
занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных
выступлений.
5) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях (умение проявлять адекватные
эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной
деятельности.
Разделы программы:
1 «Слушание музыки»
2 «Пение»
3.»Движение под музыку»
4 «Игра на музыкальных инструментах»
|
Изобразительная
деятельность
|
1-7
|
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование
умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными
средствами.
Возможные результаты:
1 Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного
искусства;
2 Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво)
в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и
праздника;
3 Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование,
аппликация;
4 Развитие способности к совместной и самостоятельной
изобразительной деятельности;
5 Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.
Программа по изобразительной деятельности включает 3 раздела:
«Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам
формирования предметно-практической деятельности у обучающихся.
Изобразительное искусство имеет большое значение для развития и
воспитания детей с
умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, коррекции их познавательной
деятельности. . В ходе уроков по данному
курсу у обучающихся развиваются
аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
|
Адаптивная
физкультура
|
1-9
|
Целью занятий по адаптивной физической культуре является
повышение двигательной активности обучающихся, обучение использованию полученных навыков в
повседневной жизни.
Возможные результаты:
- развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических
возможностей и ограничений;
- освоение доступных способов передвижения (в том числе с
использованием технических средств);
- соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью;
- формирование двигательных навыков, координации движений,
физических качеств;
- освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности:
велосипедная езда, ходьба на лыжах,
спортивные и подвижные
игры, туризм и др.
|
Профильный
труд
|
6-9
|
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся с
тяжелыми и множественными нарушениями развития к доступной трудовой
деятельности
Растениеводство: Программа включает следующие
разделы: "Выращивание комнатных растений", "Выращивание
растений в открытом грунте".
Программа
учебного курса направлена на:
- формирование у обучающихся трудовых
умений, необходимых в разных жизненных сферах;
- овладение
умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные
трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия;
- формирование
умения использовать в трудовой деятельности различные инструменты,
материалы; соблюдать необходимые
правила техники безопасности.
Дворницкое дело: Цель
курса – воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости,
умение работать в коллективе; уважение к людям труда; получение элементарных знаний по видам труда.
Основные задачи курса:
- формирование трудовых качеств, доводить работу до логического конца;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем
рабочем месте, правильно располагать
на нем рабочий инвентарь, убирать его по окончании работы;
- уметь выполнять работу индивидуально и в коллективе;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни.
|
Коррекционно-
развивающие занятия
|
1-9
|
Коррекционно-развивающие занятия направлены на :
коррекцию отдельных
сторон психической деятельности и личностной сферы;
формирование социально приемлемых форм
поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик,
агрессия, стереотипии др.;
на реализацию особых
образовательных потребностей бучающихся
с умственной отсталостью, с ТМНР не предусмотренных содержанием программ по
учебным предметам;
на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений,
которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого
потенциала.
|
Сенсорное развитие
|
1-9
|
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта
в процессе целенаправленного
систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Основные
задачи реализации содержания:
-
развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а
также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков
общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
|
Предметно-практические
действия
|
1-9
|
Целью обучения является формирование целенаправленных
произвольных действий с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с
материалами», «Действия с предметами».
Основные направления:
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- умение следовать определенному порядку (алгоритму/ расписанию) при выполнении
предметных действий.
Сначала формируются приемы элементарной
предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др.,
которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности:
изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
|
Альтернативная коммуникация
|
1-9
|
Основные задачи
реализации содержания предмета « Альтернативная коммуникация»:
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта обучающегося;
- понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- пользование воспроизводящими заменяющими устройствами (коммуникаторы, персональные
компьютеры и другие);
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
Программа по данному курсу составляется с учетом психофизических особенностей и возможностей
обучающихся с умственной
отсталостью.
Тематика и последовательность изучения
тем может варьироваться учителем
самостоятельно в зависимости от индивидуальной
особенности группы и индивидуальных особенностей
каждого обучающегося.
|